Пьеса "Где ж правота?"
Секреты эталонного звука
Автор: Александр Енин
Меня давно мучает один вопрос. Чья акустика лучше - моя
или Jigarish'а? Этот старый перец, приходя ко мне
послушать пополнения музыкальной коллекции, имеет
скверную привычку говорить, задумчиво ковыряя немытым
пальцем диффузор басовика (с которого я стираю пылинки
специальной бархатной тряпочкой): "Интересная музычка...
давай-ка я возьму домой послушать, на своих колоночках,
а то у тебя тут звук какой-то неправильный,
ненатуральный". Откуда он знает, какой натуральный?
Врет, конечно. Знаете, как он выбирал свои колонки?
Ходил по салонам со своими любимыми записями и
вслушивался, вслушивался до посинения...
Во что? Ведь одни и те же записи на
разных колонках звучат по-разному. Единственный способ
услышать "правильный" звук - послушать запись на тех же
акустических мониторах, на которых ее сводил
звукорежиссер. Нет, пардоньте, не просто на тех же
колонках. Надо воссоздать весь звуковой тракт студии -
от источника сигнала до этих самых мониторов.
Практически нереальная задача. Некоторые
товарищи предлагают другой вариант, похожий на первый, -
ходить и слушать все колонки с совершенно незнакомыми
записями.
Логика такая: поскольку знакомые записи
постоянно слушались на предыдущей акустике, то и все
перекосы, которыми старая система украшала запись,
воспринимаются как должное. Да, конечно, незнакомые
записи помогут избежать этого неприятного эффекта...
Только вот непонятно, с чем сравнивать звучание треков,
если до этого их вообще никогда не слышал?
Есть еще одно мнение, простое и ясное, -
чтобы знать, как правильно звучит какая-то музыка, надо
послушать ее вживую. На концерте. Вроде бы все просто и
логично, но... Не зарыта ли и здесь предварительно
съеденная собака? Чтобы внезапно в нее не вляпаться,
после того как деньги за колонки уже уплочены, неплохо
бы узнать, где же ее закопали. Проще всего узнать об
этом у тех, кто ее съел, то есть у тех, кто занимался
концертным звуком, как и звуком вообще. Заодно
расставить все точки над "Ы", со всеми перечисленными
подходами к выбору акустики.
Поскольку в "Хармон-Кордон" нас пока в
гости не звали, да и далековато эта контора находится,
пойдем снова надоедать "эфлабовцам". Авось, и в этот раз
не откажут во вспоможении.
Мне повезло. Я попал в FLab, когда вся
честная компания собралась в полном составе.
После того, как я изложил "эфлабовцам" суть вопроса,
получился веселый и содержательный разговор. Может, не
совсем такой, каким положено быть интервью, но зато
живой и интересный. Вот, зацените.
Юрий: Правильного, эталонного,
звука вообще не бывает. При записи используется куча
примочек - нормалайзеры, ревербераторы и им подобные,
нужные для создания задуманной картины, но которые
изменяют изначально записываемый звук. Добавляем сюда
искажения, которые вносит записывающая аппаратура, и не
забываем, что стандарт CDDA имеет собственные
ограничения.
Up: Понятненько. А если взять за
эталон живой, концертный звук?
Сергей: Не такой уж он там и
живой. Используется еще большее количество примочек, чем
при записи в студии. Многие из них нужны только для
сохранения жизнеспособности аппаратуры. А то дернет
пьяный гитарист струну посильнее - и полетят дымящиеся
динамики в зал, словно сбитые мессершмиты...
Юрий: Да, вообще-то, на концерте
самое главное - обеспечить равномерное звуковое давление
во всем зале и передать драйв. Совместить это с более
тонкими вещами, даже с сохранением правильности тембра,
невозможно. Поэтому звукорежиссер создает звучание,
исходя из того, что возможно получить.
Up: То есть на концерте звук хуже по
качеству?
Юрий: Нет, он просто
принципиально другой. На концерте есть то, чего нет
дома, - мощный драйв.
Up: А можно поточнее определить, что
такое драйв?
Юрий: Драйв - это пульсация
воздуха. Человек, который пришел на концерт, не
колбасится - его колбасит звуковыми волнами. Физически.
И когда он ощущает удар в грудь или гитарный риф
заставляет вибрировать его бренное тело, этому человеку
глубоко наплевать на нелинейность АЧХ.
Сева: На концерте Мэнсона был
мощный драйв. Вышел он на сцену, ну, все думали, сейчас
сыграет вступленьице какое-нибудь, споет новую
тяжко-депрессивную песнь, для разминки голосовых
связок... А он как врезал по струнам! Кто где стоял,
того там и придавило. Звуком. Меня размазало о какую-то
близкостоящую бетоноконструкцию, грудь сдавило, волосы
дыбом встали... Прекратил Мэнсон свой запил, волна
прошла, и все стекли. Вот это был драйв! Правда, его
творчеством я так и не проникся, но если еще будет
концерт поблизости - схожу. Просто звук ощутить.
Сергей: Вот! Есть хороший пример
разницы между концертным драйвом и домашним звуком.
Допустим, ты слушаешь пятиминутное соло на барабанах.
Дома ты протащишься от высоты и ширины сцены,
послушаешь, как дробь перебегает из одной колонки в
другую, поймаешь кайф от детальности звука. А на
концерте ты будешь плющиться от самих ударов. От их
ощущения, от того, что они разные, от того, как они
сочетаются. Вернее, не ты будешь плющиться, а тебя будет
плющить, волнами.
Up: Получается, что концертный звук и
домашний - совершенно разные?
Юрий: В общем, да. Их связывают
только логика произведений и эмоции, которые по-хорошему
должны быть одними и теми же для одного произведения,
что на студийной записи, что на концерте.
Вообще, концертные туры устраивают,
чтобы продемонстрировать, какие эмоции заложены на новом
компакте.
Up: Понятненько. А за счет чего этот
драйв создают?
Юрий: В основном драйв создает
звуковое давление, которое дает расколбаске силу. А
форму звуку придает правильная передача динамики и
атаки. Для этого акустика должна быть чувствительной,
мощной и быстро реагировать на импульс. Поскольку
создать идеальную во всех отношениях акустику
невозможно, акустику класса про-аудио стремятся создать
в первую очередь отвечающую этим требованиям.
Up: То есть идеология концертной
аппаратуры - мегаватты света и звука?
Сева: Ха, занимательная реклама.
Интересно, чем руководствовались товарищи, которые
придумали этот безумный слоган? Мощности в один мегаватт
хватает, чтобы обеспечить электроэнергией половину
микрорайона. А теперь представь, что вся эта дурь
преобразована в звук и свет и собрана в относительно
небольшом замкнутом помещении...
Лучами людей будет резать на куски, как
лазером, а волны просто испекут нарезанное мясо. Если
действительно такое исполнить, получится не клуб, а
микроволновая печка. Только приготовить в ней ничего не
успеют - стены обвалятся раньше, чем первый посетитель
успеет войти.
Up: А что, собственно, мешает
добиться мощного драйва в домашних условиях?
Юрий: Да практически ничего не
мешает. Кроме малой прочности стен и соседей. Если у
тебя звуковое давление около 110-115 дБ на метре во всем
частотном диапазоне, то средняя и верхняя части
диапазона потеряют энергию, прежде чем доберутся до
соседей, а вот басы, которые практически ничего не может
остановить, дойдут до них во всей своей красе. И вряд ли
им это понравится.
Up: Возвращаясь к нашему вопросу,
про эталонный звук. Получается, что акустика должна
правильно передавать не "натуральный звук", а то, что
сделал звукорежиссер?
Юрий: Именно.
Up: Если вариант со студийным трактом
не реален, то нельзя ли использовать концертные же
записи исполнителя для оценки акустики?
Юрий: Можно, конечно. Если ты
собираешься слушать на ней концертные записи. А если
думаешь слушать и студийные, то такой тест не оправдан -
детальность, динамический диапазон, частотную
характеристику оценить не получится.
Евгений: К тому же концертного
звука не удастся добиться, даже если слушать на большой
громкости - отражения от стен все испортят. Разве что
использовать с акустикой серьезный профессиональный
процессор.
Up: А как тогда лучше всего оценивать
акустику?
Юрий: Специальным тестом,
позволяющим оценить параметры аппаратуры (желательно,
отслушанном на референсной акустике). Например, можно
использовать тест FSQ. Или сделать собственную подборку
фрагментов музыки, позволяющую оценить качество звука -
динамический диапазон, детальность, высоту, глубину
сцены, передачу пространства, передачу тембров и так
далее.
Такой вариант хорош тем, что можно
сделать эту подборку с учетом собственного вкуса - для
кого-то важнее всего панорама, кто-то очень любит бас.
Идеальной акустики не бывает, и можно будет оценить
наиболее субъективно важные параметры.
Up: Спасибо.
Юрий: Пожалуйста. Обращайтесь в
любое время.
Либретто |
Место
действия
Действие происходит в офисе технического
консалтинга FLab. Все совпадения являются не
случайными, все персонажи - реальными, все
события - подлинными.
При написании статьи пострадало ноль человек и
один журналист. FLab уже не первый раз
помогает нам разрешить некоторые вопросы.
Для тех, кто не
в курсе, что это за компания, или запамятовал,
вкратце напомним, чем "эфлабовцы" славятся.
FLab занимается
разработкой и проектированием акустических
систем.
В основном,
работает над заказами крупных компаний.
Например, автомобильная акустика "Урал"
(модельный ряд, выпущенный в 2001 году)
разработана нашими знакомыми.
Есть работы в
области профессиональной акустики:
FLab совместно с другой российской компанией
организовывала сборку концертной акустики для
компании McCanley.
Этими системами
российской сборки был озвучен концерт Pink
Floyd в "Олимпийском".
Действующие
лица
Up - Александр Енин, ваш покорный слуга
Юрий - генеральный директор и
основатель консалтинга FLab, эсквайр
Сергей - коммерческий директор FLab,
большой любитель драйва
Сева - заместитель директора по
технической части, кроме того, занимается
озвучиванием клубов
Евгений - ведущий конструктор
консалтинга
|
|
Салонный звук |
Существует еще одна
разновидность звука - нечто среднее между
концертным и домашне-аудиофильским - салонный
звук.
Называется он не в честь hi-fi-
и hi-end-салонов, где демонстрируют и продают
супермегаакустику, а по месту применения - на
разных приемах, банкетах и других подобных
скоплениях публики.
В этих случаях аппаратура
должна, как и на концерте, обеспечивать
равномерное звуковое давление по всему залу,
то есть должна формировать плоскую волну.
С другой стороны, в отличие от
концертов, на цивильных мероприятиях публика
не имеет привычки колбаситься, а все больше
норовит чинно прохаживаться и говорить умные
слова на всякие животрепещущие темы.
Значит, они не только не должны
быть расплющены звуком, но даже должны хорошо
слышать друг друга, так что драйв не только не
нужен, но вовсе исключен.
Поэтому салонная аппаратура
хоть и формирует, как и концертная, плоскую
волну, но не обладает умопомрачительной
мощностью и высокой чувствительностью.
Поэтому передача тембра звука у
салонной техники не в пример лучше, чем у
концертной, но хуже, чем у хайфайной.
Салонную акустику легко
распознать по внешнему виду.
Как правило, круто выглядящие
колонки в узких корпусах с рядом или рядами
однотипных параллельных динамиков.
Покупать такие колонки для дома
нет смысла - домашняя аппаратура обеспечит
более качественный звук за меньшие деньги.
|
|
Источник:
http://www.computery.ru/upgrade/
|