Web-разработчики
постоянно сталкиваются с новыми,
неординарными задачами. Поэтому им
не обойтись без современных,
нестандартных решений, одно из них -
Flash-технология. И вопреки
распространенному убеждению, это
отнюдь не излишний "наворот" в
арсенале современного Web-мастера.
Напротив, это очень хороший выбор с
точки зрения соотношения времени,
затраченного на разработку/отладку
приложения, и качества конечного
продукта.
В этой статье мы поговорим о
Macromedia Flash 4 - ведущей векторной
технологии для проектирования
высококачественных презентаций и Web-приложений,
завоевавшей большую популярность у
профессионалов. Если вы используете
векторную технологию, тот вам
обеспечена высокая скорость загрузки
flash-приложений из Интернета (даже при
низкой пропускной способности), что
обусловлено компактностью
презентаций, отвечающих самым высоким
современным требованиям к качеству Web-графики.
То есть ролики, разработанные с
применением Flash-технологии, просто и
удобно демонстрировать на сайтах,
ориентированных на домашних
пользователей, работающих с
низкоскоростными модемами для
доступа в Интернет.
Одно из достоинств Flash - простой,
интуитивно понятный интерфейс. Даже
новичку разобраться с основными
инструментами и функциями - не
проблема, тем более разработчику,
имеющему опыт работы с графическими
приложениями от Corel и Adobe.
Интерактивный учебный курс
начального уровня, который вы можете
скачать на сервере Международного
клуба флешеров (http://www.flasher.ru/),
поможет вам освоиться с технологией.
По этому же адресу к вашим услугам
различная информация, флэш-чат,
исходники и многое другое, что
наверняка пригодится как начинающим,
так и опытным флэшерам. То есть,
принимая во внимание то, что на сайте
компании Macromedia (http://www.macromedia.com/)
представлена 30-дневная версия пакета,
у разработчиков есть достаточное
времени, чтобы ознакомиться с
продуктом, оценить его возможности и
решить, как они планируют
использовать Flash в собственных
проектах.
Освоить графический редактор Flash
достаточно просто, вам нужно просто
понять, как использовать инструменты
выделения, связывания и разбиения.
Если выбран какой-то инструмент,
внешний вид панели изменяется -
появляется выпадающие меню. Там
указываются действия, которые можно
выполнять с помощью данного
инструмента.
Выделение во Flash в основном
осуществляется инструментом "стрелка".
Его можно выбрать в панели "рисование"
либо переключить с любого другого
инструмента, нажимая "пробел".
Выделение производится щелчком по
элементу, как и в других графических
приложениях.
Использование слоев и кадров
позволяет анимировать приложение
- принимая во внимание компактность
изображений, все выглядит очень
привлекательно. Также можно
импортировать созданную в любом
приложении как векторную, так и
растровую графику, что позволяет
манипулировать с "заготовками",
изготовленными привычными средствами.
При создании и редактировании клипов,
преимущественно используются:
- рабочее поле - прямоугольная
область, где происходит
воспроизведение клипа;
- окно монтажной линейки, в котором
создается анимация графики во времени;
Монтажная линейка (Timeline)
предназначена для управления
последовательностью изменений в
слоях и кадрах клипа. Наиболее важные
компоненты - кадры (frames), слои (layers) и
воспроизводящая головка (playhead).
- окно библиотеки, в которой
находятся элементы клипа (они
называются символы), предназначенные
для многократного применения. Можно
использовать стандартные и создавать
пользовательские символы.
- режим редактирования символов,
где происходит их создание и
изменение.
Набор меню в Macromedia Flash имеет
стандартный, для Windows-приложений, вид и
включает следующие компоненты:
- File (Файл) - команды для
манипуляции проектом, экспорта и
импорта изображений, публикации
приложений для размещения на сервере.
- Edit (Правка) - команды общего
редактирования проекта.
- View (Вид) - команды для управления
отображением рабочей области.
- Insert (Вставка) - с помощью команд
этого пункта можно добавлять в
текущий проект новые слои, кадры и
символы.
- Modify (Преобразование) - управление
свойствами объектов создаваемого
приложения, задание частоты
обновления изображения, а также
размера окна рабочей области.
- Control (Управление) - команды,
управляющие параметрами запуска
активного проекта.
- Libraries (Библиотеки) - обеспечивает
доступ к стандартным и
пользовательским библиотекам
символов.
- Window (Окно) - переключение окон.
- Help (Помощь).
С помощью специальной команды Create
Motion Tween можно моментально создать
движущийся объект с заданной
траекторией, "прикрепляющейся" к
пути движения, нарисованному на слое.
Таким образом вы автоматизируете
значительную часть работы по созданию
клипа, предоставив выполнение этой
функции Flash. Элементы управления
слоями позволяют с легкостью спрятать,
показать, зафиксировать и
расфиксировать любой из слоев.
Немаловажный плюс Macromedia Flash - легкость
публикации клипа в HTML-документе с
помощью команды меню File - Publish. В
считанные минуты вы оформите
приложение в полном соответствии с
пожеланиями разработчика и
особенностями презентации.
Аналогично осуществляется публикация
проекта в других форматах (File - Publish
Settings). Среди дополнительных
возможностей Flash - создание
исполняемых .exe файлов.
Напрашивается закономерный вывод, что
Flash - это универсальное средство
создания как анимированных
презентаций, так и web-приложений
любого уровня сложности. С помощью
этой технологии вы без труда
разработаете приложения, используя
многие современные мультимедийные и
интерактивные технологии, в частности
векторную и растровую графику,
анимацию и морфинг, звуковые MP3, MIDI и WAV-компоненты,
Java-, VB- и CGI-скрипты.
Так как Flash - это достаточно
функциональное средство разработки,
часто он позволяет отказаться от
дополнительных скриптов или, по
меньшей мере, значительно сократить
их использование за счет
интегрированных средств
программирования акций (action script).
Подробнее о скриптах акций можно
прочитать по адресу http://www.flasher.ru/learning/f4/09interactivity10.html.
Благодаря последним приложение
реагирует на действия пользователей.
Все это вполне приемлемо для создания
интерактивных роликов и Web-приложений
средней степени сложности. Редактор
выражений, создающий процедуры
управления событиями для объектов и
кадров, во многом упрощает процесс
программирования и расширяет круг
потенциальных пользователей
технологией.
Во Flash 4 с помощью новых средств оценки
информации и событий, происходящих в
процессе воспроизведения ролика, вы
сможете создать полноценные элементы
интерфейса - полосы прокрутки,
переключатели, выпадающие меню.
Результаты аналогичны тем, которые
традиционно достигаются благодаря
использованию JavaScript либо других
языков написания сценариев. Однако
если работать со стандартными
действиями Flash, времени уйдет меньше, -
то есть вы сможете подготовить проект
в максимально сжатые сроки. Кстати,
клипы, созданные средствами Flash,
одинаково совместимы со всеми
графическими браузерами и
платформами, при том что разработка
значительного Web-проекта требует от
программиста сложной, зачастую
длительной оптимизации для
достижения совместимости с основными
средствами нетсерфинга.
Тестирование, проведенное в декабре
прошлого года, показало, что 85.6% "сетян"
могут просматривать презентации,
сделанные во Flash, без загрузки и
установки дополнительного
программного обеспечения. Учитывая то,
что новые технологии уже завоевали
себе популярность, можно достаточно
смело прогнозировать стремительное
увеличение числа сайтов, созданных
средствами Flash. По-видимому, многие
компании, разрабатывающие Web-сайты,
обратятся к этой технологии. Это
предположение подтверждается,
например, тем фактом, что сайт
российской Web-студии "Legus" (http://www.legus.ru/)
активно использует в своих работах Flash.
Скорее всего, не только профессионалы-дизайнеры,
но и рядовые пользователи возьмут на
вооружение Flash-технологии.
Но какой бы идеальной ни была
рассматриваемая нами технология,
конечно, и она имеет некоторые
недостатки. Прежде всего, здесь
следует сказать о том, что возникает
незначительная "размытость"
контуров и очертаний объектов,
особенно заметная в текстовых блоках,
преобразованных в графический формат.
Именно благодаря этому, безошибочно
можно отличать ролики, созданные
средствами Flash.
Сейчас, когда возможности
программного и аппаратного
обеспечения постоянно расширяются, а
число пользователей и ресурсов
Интернета увеличивается в
геометрической прогрессии, залогом
успеха профессионального
разработчика может стать только
использование в своей работе решений,
идущих в ногу со временем.
Хочу надеяться, что время, затраченное
вами на чтение этой статьи, не
оказалось бесполезно потраченным.