Музыкальный PC Студийная система на базе Shuttle X
Автор: Александр Енин
То, что компьютеры используются на концертах не только для того, чтобы
техники не скучали, раскладывая пасьянс за кулисами, а в качестве базового
оборудования, думаем, рассказывать никому не надо. К примеру, последние концерты
Depeche Mode и Pet Shop Boys целиком и полностью были построены на компьютерной
базе.
Обычно используются компьютерные звуковые библиотеки, семплы, собственные
петли (зацикленные семплы и куски треков). Из всего этого материала и создается
в реальном времени музыка, к которой добавляются некоторые живые инструменты,
например, гитара.
Но компьютерами пользуются не только электронщики, но и
большинство команд совершенно других стилей. В основном, компьютеры используются
для воспроизведения "минусов" - партий отсутствующих на сцене музыкантов. И для
воспроизведения семплов. Раньше для этих целей часто использовались CD-деки и
семплеры, но сегодня профессиональные и полупрофессиональные карты способны
обеспечить качество звука на порядок выше.
И вот к нам в редакцию на днях попал один подобный компьютер. Что он из себя
представляет, можно лицезреть на фотке, ну, а что у него внутри, а главное, как
это все можно использовать, - это целая песня, которую сейчас мы будем
озвучивать. Не особо хвастаясь, можно сказать, что на попавшей к нам машине
создаются демонстрационные треки, проводятся живые выступления электронщиков, а
также в течение 10-15 минут монтируются видеоклипы. Если интересно увидеть все
это вживую - вперед на аудиошоу в рамках карнавала Цифровых Технологий Intel и
конкурса "Новый Бит 2003".
Кстати, нечто подобное демонстрировали ребята из Intel, когда представляли
Pentium 4 на "Комтеке" - качали из интернета на глазах у публики какую-нибудь
демонстрационную петлю (зацикленный семпл) ударных, записывали риф гитары,
аплодисменты, речитатив. За несколько минут записанные фрагменты обрабатывались
самыми навороченными программами и превращались в качественные петли.
Ко всему этому добавлялись партии, сделанные на инструментах из
профессиональных библиотек. Потом все раскидывали по каналам, и - вуаля - у всех
на глазах получался трек профессионального качества. И все это за полчаса. На
нашей сегодняшней коробочке можно сделать все то же самое и даже больше.
Например, слить на комп видеоматериал с цифровой камеры по FireWire и по
накатанной тут же набабахать клип, качество которого будет ограничено только
используемой камерой. И еще.
В начале статьи речь зашла про Pet Shop Boys и Depeсhe Mode… Так вот, как уже
говорилось, на этом компьютере также проводятся живые выступления электронщиков.
И выглядит это так: к компьютеру подключается несколько человек с
MIDI-клавиатурами, в Cubase загружают профессиональные библиотеки, запускается
драм-машина, и получается самый настоящий концерт. И все это - силами одного
единственного компьютера.
А что касается качества звука - так оно на самом высоком уровне. Библиотеки
звуков SpectraSonic (компания, которая торгует звуками, представляете? - прим.
ред.) на сегодняшний день - самые совершенные в мире. К примеру, партии
бас-гитары или саксофона, сыгранные на MIDI-клавиатуре с помощью этих библиотек,
невозможно отличить от реальных, инструментальных.
Самое примечательное заключается в том, что наш испытуемый - самый обычный
компьютер. Впрочем, это и есть основная идея аудиошоу и всего Карнавала Цифровых
Технологий Intel - показать, на что способны нынешние "домашние компьютеры". В
"концертном компьютере" нет ни одного профессионального девайса, за исключением
(с натяжкой) полупрофессиональной звуковой карты Egosys WaveTerminal 192. В
остальном же это самое обычное "домашнее" железо. Платформа Shuttle X (корпус и
материнка) построена на самом обычном i845 и никакими умопомрачительными
характеристиками не обладает.
От многих других систем ее отличает только изначальная заточенность под
A/V-компьютеры. На процессоре и блоке питания установлены очень тихие кулеры,
разводка платы выполнена так, чтобы наводки были минимальными, а интегрированные
контроллеры USB 2.0 и IEEE 1394 позволяют подключать массу нужных внешних
устройств вроде цифровых камер и музыкальных контроллеров.
Наверное, единственная железка, которая заслуживает отдельного рассказа, -
это звуковая карта. Egosys WaveTerminal 192 при своей очень невысокой цене
обладает незаурядными характеристиками. При воспроизведении стандартных записей
с компактов карта дает такой звук, что на любых хайфайных колонках с неплохими
импульсными характеристиками отличия от Audigy2 заметны даже невооруженным ухом,
и переходить обратно на детище Creative очень не хочется. Звучание WaveTerminal
намного ярче и детальнее. Второй плюс - помехозащищенность: даже торчащий в
соседнем слоте GeForce4, практически упирающийся в звуковуху чипом, не смог
навести на карту порчу.
Последняя фича звуковухи - технология Direct Wire, позволяющая конвертировать
сигнал напрямую между MME-, WDM-, ASIO- и GSIF-стандартами, что позволяет
избежать разных заморочек при создании музыки. Про другие наполнители
компьютера рассказывать особо нечего: жесткий диск на 120 Гб, 512 Мб DDR 333 и
процессор Pentium 4 2,4 ГГц обеспечивают нужную мощь для быстрой и качественной
обработки звука и видео. Карта на чипе GeForce 4 нужна только для того, чтобы
одновременно выводить изображение и на рабочий монитор, и на проектор, для
демонстрации публике преобразований материала и готовых клипов. Как видите,
ничего из ряда вон выходящего - обычная система.
Всего лишь надо грамотно подобрать комплектующие с учетом концепции
A/V-компьютера. Остальные возможности обусловлены мощным софтом. На машине
помимо небольших обслуживающих программ вроде SoundForge установлены две очень
мощных системы - Cubase SX и Sampletude. Последний особенно ценен возможностями
работы с фрагментами, записанными "вживую", и WAV-файлами. К примеру, программа
позволяет при помощи эффектов сделать даже из некачественных записей семплы и
петли студийного уровня, а также свести их в треки.
К тому же возможности программы позволяют работать не только с записями, но и
с VST-плагинами, с готовыми семплами и петлями. А Cubase используется по двум
причинам. Во-первых, из-за широкой распространенности, во вторых, из-за
непревзойденных возможностей по обработке MIDI-сигнала. Именно с помощью этого
секвенсора, разросшегося до целой среды, можно организовывать и живые концерты,
и делать записи профессионального качества. Главное, чтобы аппаратные
возможности машины позволяли софтверную мощь Cubase и Sampletude.
А реализовать ее можно, как мы только что увидели, на самых обычных
комплектующих. Главное - чтобы и железо, и софт были подобраны с умом.
VST Есть такие три веселых буквы. Везде их пишут, но что они означают, не
все знают. Внесем некоторую ясность. Собственно, VST - это специальный API,
который используется для создания разного рода музыкальных плагинов к крупным
программам. Как, кстати, и Direct Sound, который используют не только в
игрушках, но и для создания софта для музыкантов.
Соответственно программы, которые понимают тот или иной интерфейс, могут
работать с тем, что на DS или VST написано, а большинство крупных программ
понимают оба API. А пишут на VST два вида плагинов - VST-эффект-плагины и
VST-инструменты. Эффект-плагины ничем особенным не славятся, их достоинство в
том, что ими можно сколько угодно расширять стандартный набор эффектов
музыкального редактора, который с пониманием относится к интерфейсу VST.
Что именно эти плагины делают, понятно и чернобыльскому ежу, - накладывают на
материал относительно сложные эффекты, построенные на более простых, базовых. А
вот про инструменты, написанные на этом API, есть что порассказать. Информация о
них - в соседней врезке.
VST-инструменты
VST-инструменты состоят из множества семплов с разными вариантами звучания
для каждой ноты. Как именно должен зазвучать инструмент в каждый момент,
определяют контроллеры, посылающие программе определенный MIDI-сигнал. Например,
самые распространенные контроллеры, MIDI-клавиатуры, имеют основные и
дополнительные функции и регуляторы, которые можно запрограммировать так, как
нужно музыканту.
Многие современные MIDI-клавиатуры имеют вот такой джентльменский набор
функций: несколько уровней чувствительности клавиш (velocity), функцию
AfterTouch (дожимание клавиши), скроллы Pitch-Shift и Modulation. Иногда
комплект примочек бывает расширен дополнительными ручками и кнопками.
Velocity определяет громкость и отрывистость звука, а остальные функции могут
быть запрограммированы как угодно (к примеру, "повесить" на Aftertouch включение
дисторшена или бэнд на полтона). Как вы понимаете, чем больше регулировок, тем
больше существует их комбинаций.
Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|