Какой бы приятной ни была
погода в последние деньки, как бы ни
хотелось еще погреться на солнышке,
пора уже начинать думать о
предстоящих буднях. Какими они будут
- в значительной мере зависит от того,
как вы к ним подготовитесь. А ведь с
годами "лица у догов-годов резче",
как заметил классик, поэтому и
готовиться к этим самым будням надо
основательно. Разделаться с "хвостами",
осуществить свои заветные желания,
закончить творческие проекты - чтобы
не осталось на душе ощущения, что ты
чего-то не успел. Со своей стороны
хочу внести посильный вклад в этот
процесс - предлагаю завершить
начатый несколько номеров назад
обзор возможностей верстальных
пакетов, в частности, Ventur'ы
разработки Corel, о которой шла речь в
предыдущем выпуске "МК". Мы
подобрались к художественному
оформлению документов.
Графика и цвет
По возможностям в области создания и
редактирования графических элементов,
а также использовании цвета Xpress и Ventura
весьма похожи. Здесь трудно
говорить об ощутимых преимуществах
какой-либо из этих программ - одни
инструменты лучше в Quark'е, хуже в Ventur'е,
другие - наоборот. В зависимости от
предстоящих целей вам
предоставляется случай самим отдать
предпочтение той или иной программе.
Для этого, разумеется, не мешало бы
иметь представление о сильных
сторонах этих возможностей.
С момента своего появления на свет
Ventura была ориентирована исключительно
на использование всевозможных стилей
- тэгов (tags) описания элементов.
В восьмой версии сфера применения
стилей расширилась еще больше. Теперь
их можно определять не только для
текста, но и для контейнеров, в которых
хранятся как иллюстрации, так и текст.
Это удобно в том случае, если в макете
издания нужно расположить большое
количество однотипно оформленных
иллюстраций. Вам нужно только
определиться с их стилем и затем
сохранить его в виде отдельного тэга:
при необходимости внести изменения в
оформление иллюстраций вам
достаточно будет соответствующим
образом изменить описание тэга.
Программа автоматически произведет
обновление всех контейнеров, которым
присвоен данный тэг.
Точно так же можно присваивать тэги и линиям
(rules). Количество линий у одного
абзаца может достигать 12 - по 3 с каждой
стороны, чего с избытком хватит для
макетов любой степени сложности.
Корректировку расстояния между
линиями и настройку индивидуальных
параметров каждой из них можно
проводить, не выходя из одного
диалогового окна.
Единственный минус Ventura - отсутствие
возможности быстрого редактирования
параметров линий. Существующее окно
для их редактирования несколько
громоздко, что может обескуражить
новичка, поэтому перед работой
желательно, что называется, "набить
руку". Создание различных прерывающихся
линий, а также заполнение фона
окантовок определенным цветом
также остается прерогативой Xpress,
особенно его четвертой версии, где
появился rule editor.
Стандартный элемент у программ фирмы
Corel - color harmonies - конечно же,
присутствует и в Ventur'e 8. С его помощью
можно разрешать вопросы, связанные со
взаимодействием цветов между собой и
их восприятием при нанесении на
бумагу. Эта функция поможет выбрать из
предоставляемого набора цветов те,
которые идеально сочетаются между
собой - или же наоборот, составляют
друг другу контраст. Для
окончательного решения
предоставляются несколько цветовых
палитр с разными оттенками: от
чрезвычайно холодных и до очень
теплых тонов.
Что касается создания различной
векторной графики, то в Ventur'e
присутствует стандартный набор
знакомых по DRAW инструментов. Их
возможности абсолютно ничем не
отличаются от существующих в этом
векторном редакторе, так что проблем с
этим у вас возникнуть не должно.
Удобно также то, что Ventura понимает
формат *.cdr (отпадает необходимость
конвертировать кореловские файлы в *.eps),
и макеты, подготовленные в DRAW, можно с
той же легкостью редактировать в этой
программе верстки.
Что касается Ventura, то она поддерживает
несравненно большее число типов
заливки, нежели Xpress - в этом также
ощущается влияние DRAW. Вам на выбор
предоставляются: векторная
однородная (uniform), растровая (texture),
которая генерируется из нескольких
заранее предопределенных наборов (samples),
а также заливка повторяющимся
рисунком (pattern), сложная градиентная
(fountain - линейная, конусообразная,
круговая, квадратная, с
неравномерным распределением цвета)
и, наконец, векторная, генерирующаяся
из имеющихся наборов, заданных
математически (postscript).
Механизм подключения модулей
обработки изображения плагинов
позволяет, не выходя из Ventur'ы 8,
применять к находящимся в публикации
изображениям различные эффекты. В Xpress
поддержка плагинов не реализована -
видать, разработчики сомневаются, что
их применение сможет принести
ощутимые выгоды. С этим вполне можно
согласиться - по качеству
цветопередачи иллюстраций на экране
монитора программы верстки не могут
сравниться со специально
предназначенными для этого пакетами -
теми же PhotoShop или PhotoPaint.
Весьма полезна функция resize picture to box,
которая может выполняться
автоматически при импорте
изображения. Она позволяет изменять
масштаб помещаемой в контейнер
иллюстрации до размеров контейнера с
одновременным ее центрированием. В
отличие от Xpress, при изменении размеров
контейнера пересчет коэффициента
увеличения иллюстрации производится
автоматически.
Кроме того, Ventura 8 позволяет
импортировать определенные
иллюстрации с различным экранным
разрешением, тем самым предоставляя
возможность регулировать в
достаточно широких пределах размер
конечного файла, при сохранении
необходимой степени различимости
картинок. Xpress создает изображение для
экранного просмотра с максимальным
разрешением только в 72 dpi абсолютно
для всех картинок и менять его
динамически программа не позволяет. С
другой стороны, это ограничение вряд
ли можно отнести к недостаткам
программы - в принципе, 72 dpi
представляются оптимальным решением
оппозиции размер/качество в режиме preview.
Импорт/экспорт
По сравнению с Xpress, Ventura 8
поддерживает гораздо большее
количество форматов импорта/экспорта
как графики, так и текста. Так,
например, ей не составит никакого
труда импортировать графику из
форматов CorelDRAW!, Adobe Illustrator или
же Picture Publisher. Простым копированием
через Clipboard можно вставить в
публикацию таблицу,
отформатированную в Word'е, причем
копируются абсолютно все атрибуты -
даже такие, как расстояние между
колонками и толщина
разграничительных линий. То же самое
относится и к объектам DRAW.
Типографские возможности
Как и в любом солидном верстальном
пакете, в Ventura присутствуют широкие
возможности управления текстом:
поддерживаются стили, влияющие
как полностью на весь абзац (paragraph style),
так и только на выделенный текст (character
style). Несколько омрачает общую
картину то, что Ventura 8 не поддерживает
изменения масштаба текста в каком-то
одном направлении, с чем легко
справляется Xpress.
К большому сожалению, Ventura 8 также не
позволяет интерактивно изменять
размер шрифта при увеличении размеров
текстового контейнера. Подобные
операции можно производить в ней
только с текстом в виде Artistic Text (художественный
текст), что не всегда удобно. В то же
время достаточно интересна
возможность присвоения тексту такого
атрибута, как цвет фона под ним (background
color). В качестве заполнения как
самого текста, так и фона можно
использовать любой тип заливки - из
тех, которые поддерживает программа.
Многие верстальщики отметят и то
обстоятельство, что при копировании
текста между абзацами, отличающимися
своим форматированием, Ventura присвоит
вставляемому тексту стиль того абзаца,
в который происходит копирование. Это
очень удобно при использовании
библиотечных элементов, в которых
существуют заданные стили. Xpress, к
большому сожалению, этого не
поддерживает - в нем атрибуты текущего
абзаца "забиваются" собственным
форматированием фрагмента
вставляемого текста.
Использование специальных установок Conditions
позволяет манипулировать
визуализацией различных частей
текста в публикации. Установив их
соответствующим образом, можно
создавать сложные макеты. В актив Ventura
8 можно засчитать и то, что она
проверяет русскую орфографию (соответствующее
меню встроено в стандартную Propery Bar).
Происходит это без переключения в
специальный режим.
Однако серьезные проблемы остались у
программы с форматированием текста
вручную. Так, в новой версии программы
продолжают присутствовать "видимые"
на экране атрибуты форматирования
текста - их можно даже "пощупать"
курсором. Поэтому при удалении либо
переносе текста может возникнуть
ситуация, когда вы "заденете"
лишь какой-то один из атрибутов, при
этом его "пара" останется (другими
словами, атрибут форматирования
останется незакрытым), при этом,
естественно, весь оставшийся текст
будет иметь те свойства, которые
определены последним открытым
атрибутом (по полной аналогии с языком
HTML). При определенной сноровке
подобное обстоятельство не столь уж
драматично, однако тех, кто не привык к
этому, оно будет сильно раздражать.
Необходимо отметить и некоторые "странности"
в поведении программы - к счастью,
проявляются они достаточно редко.
Дело в том, что программа позволяет
жестко назначить любой картинке ее
место на определенной странице. Так,
например, вы можете указать, что она
должна располагаться сразу же за
определенным абзацем - либо по левую,
либо по правую стороны текста. Все бы
ничего, если размеры картинки
позволяют вставить ее в оставшееся
место между абзацем и низом страницы.
А если нет? Вот тут-то все и начинаются.
С одной стороны, программа пытается
вставить картинку именно в то место,
которое вы указали (допустим, на той же
странице, где идет ссылка на нее), с
другой - вставить ее туда физически
просто невозможно. Поэтому программа
может выдавать определенные фокусы
типа выброса картинки в произвольное
место публикации, либо она может
вообще исчезнуть (оказаться за
пределами рабочих страниц). Выход один
- делать откат назад и предварительно
самому проверять корректность своих
требований.
Итак, мы закончили рассмотрение
основных функциональных отличий двух
верстальных пакетов. Пора подбить
некоторые итоги.
Общее впечатление
По своим функциональным
возможностям Ventura более гибка, нежели
Quark. Она абсолютно незаменима при
составлении объемных публикаций,
таких как справочники, а также в том
случае, если вам нужно работать с
большим количеством длинных таблиц.
Определив один раз все требуемые
стили оформления (стили есть даже для
графических элементов), вы
избавляетесь от каких либо других
действий, кроме выбора подходящего
стиля. При этом вам не придется
постоянно следить за тем, чтобы все
сноски и иллюстрации находились в
нужных местах.
Значительным минусом программы можно
считать, во-первых, некоторую
медлительность при работе с длинными
документами (особенно в сравнении с
QuarkXPress 3), во-вторых, перегруженность
многих диалоговых окон всевозможными
настройками, предназначенными на все
случаи жизни, а в реальной работе
редко используемыми и потому только
затрудняющими ориентацию в них. В-третьих,
нюансы с расположением картинок.
Кроме того следует помнить, что,
поскольку у нас издательства не
принимают на цветоделение документы,
выполненные в Ventur'е, ее область
применения ограничена подготовкой
публикаций, которые будут выводиться
на пленки на обычных лазерных
принтерах.
Если же вам необходимо вносить в макет
сиюминутные изменения, для этого по-прежнему
лучше всего подходит Quark. Тем более,
что не все возможности, имеющиеся в
Ventur'е, часто используются в обычной
работе. Если возникнет такая
необходимость, то эти операции вполне
можно сделать и вручную. Необходимо
также отметить, что публикации,
выполненные в Quark'e, принимают на
цветоделение любые издательства.