|
||
|
||
Интернет уносит жизни? |
||
Обнаружив какие-то неполадки в организме, пожилая дама, обратилась за информационной помощью к Интернету. В одном из медицинских онлайн-консультариев ей рассказали, что ее состояние может быть результатом терминальной стадии рака. Полагая, что жить осталось недолго, пожилая женщина и присоединившейся к ней муж, не пожелавший оставаться без своей половины, покончили жизнь самоубийством. При вскрытии трупа пожилой дамы раковой опухоли патологоанатомы не обнаружили. Безусловно, что большинство пользователей назовет этот случай проявлением обыкновенной глупости, что, собственно говоря, и сделали посетители Geek.com. На мой взгляд подобная ситуация является лишь поводом к тому, чтобы ввести какие-то единые правила, пусть даже необязательные к исполнению, но ограждающие врача от необоснованных решений, а пациента от собственной глупости и шарлатанов. Сегодня существует три потенциальных источника проблем - не сертифицированная медицинская информация, онлайн-консультации и аптечный е-бизнес. Проблемой номер один является абсолютно непонятные взаимоотношения рекламы и материалов, посвященных медицинским проблемам. Если в любой газете, рядом со статьей о чудодейственной силе бабушки Нюры, ее внука Дениса или других магистров магии различных цветов, можно всегда обнаружить подпись "на правах рекламы", то в Интернете разобраться, является ли материал рекламным или нет, крайне сложно. Сегодня не составляет проблемы купить за 36 долларов домен вроде Vrach.Ru, где и начать спокойно развешивать лапшу о том или ином препарате, помогающем в 100 процентах случаев. Уверяю, что при этом до 70 процентов российских пользователей поверят в это. Сегодня информация в Интернете подобна советской прессе - она является предметом слепой веры. К тому же больной человек всегда надеется на излечение, и даже когда ясно, что смерть уже рядом. Работая редактором проекта "Онколог. Вопросы и ответы", я получаю ежедневно несколько писем с вопросом, как принимать очередную панацею против рака, купленную за несколько сотен долларов. Бывает крайне сложно объяснить человеку, что не бывает лекарств, которые имеют 100% эффект при всех заболеваниях. С грустью приходится признать, что люди хотят быть обманутыми, хотят получить веру, и это нормально, но, к сожалению, многие используют это ради наживы. Лишь слепой верой в хороших людей и правдивость сетевой информации можно объяснить столь легкую убеждаемость сетевых пользователей. Очевидно, выходом из создавшейся ситуации является четкое отграничение материалов рекламного характера. Приходится также признать, что конференции в том виде, в котором они существуют сегодня, не являются идеальным источником получения информации о здоровье. Часто пользователи получают ответы от других участников конференции и воспринимают их гораздо ближе к сердцу, чем советы профессионалов. Происходит это вследствие того, что врачи часто ограничиваются коротким: "Обратитесь к врачу". Работая модератором в самом большом российском медицинском онлайн-консультарии 03.Ru, я столкнулся с огромной проблемой - значительное количество врачей не считало нужным как-то обосновывать в своих ответах необходимость обращения пациента к доктору. Разумеется, что такой подход с одной стороны автоматически устраняет ответственность за "излишне рассказанное", но с другой стороны это заставляет пользователя искать ответы на вопросы в сообщениях других участников конференции или других сайтах, а авторитет врача и сайта стремительно падает. Возможно, что из-за формального подхода к ответам многие конференции просто самоликвидируются, однако даже за непродолжительное время существования они могут нанести вред. Третьей, и самой огромной, проблемой являются продажи лекарственных средств через Интернет. В США, Австралии и странах Западной Европы неконтролируемое употребление лекарственных средств связано с возможностью купить лекарство в онлайн по рецепту, выписанному на основании формальной e-mail-консультации. В России проблема стоит гораздо шире. Сегодня законами предусмотрена доступность практически всех лекарственных средств, за исключением небольшой группы препаратов, куда входят и наркотики. Очевидно, что "лекарственный беспредел" не возник благодаря Интернету, а скорее переместился сюда из реального пространства. Решение данной проблемы невозможно без введения законов, ограничивающих безрецептурный отпуск лекарств, а затем уже запрет на онлайн-торговлю. Решить все эти проблемы в принудительном порядке невозможно. Можно лишь создать необязательные к исполнению правила, которые регулируют деятельность медицинских сайтов. Государство при этом, на мой взгляд, должно поддержать эту инициативу и задействовать свои ресурсы для того, чтобы как можно большее количество людей узнали об этих правилах. Существование кодекса, подобного англоязычному HON (Health On the Net), в какой-то мере ограничило бы пользователей хотя бы от типовых ошибок. А теперь попытаюсь ответить на поставленный самим же вопрос о том, кто все-таки виноват в смерти супружеской пары. Сам по себе Интернет не является причиной смерти или спасения жизни. Интернет - это средство коммуникации. Да, с помощью сетевых веб-камер можно увидеть преступника и сообщить в полицию, с помощью электронной почты можно вызвать ремонтную службу, чтобы открыли заклинившую дверь, можно заказать пиццу и не умереть с голоду и т.п., однако Сеть в данном случае является средством коммуникации, подобным телефону. Ведь если человек вызвал милицию по телефону, никто же не говорит: "Телефон спас жизнь человека". Австралийские супруги покинули этот мир добровольно, а виноват в том, что информация была неправильно воспринята вовсе не Интернет, а тот человек, который отвечал на вопрос. В заключение позволю не согласиться с теми, кто считает, что только собственная глупость была причиной смерти супружеской пары. Жизнь - слишком высокая цена для расплаты с собственной глупостью. Не стоит ограничивать свободу человека, однако стоит его предупредить о том, что не он первый пытается встать на грабли, не получив удар в лоб. ОТ РЕДАКЦИИ: Источник: http://emedia.atrus.aport.ru/
|
||
|
||
Copyright © 2000г. "Internet Zone" & Nik Romanov, info@izcity.com | ||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |