Виктор В. ПУШКАР
Сегодня у нас в широком
ассортименте представлены: AVM Apex, Turtle
Beach Montego и Pinnacle, E-MU Audio Production Studio, а
также наш старый знакомый Creative Sound
Blaster Live!.
Начнем с AVM Apex. Просто
потому, что в мою "мыльницу" пару
дней назад упало еще одно письмо от
человека, которому предлагают ее
приобрести. Была такая звуковая карта.
Производитель - AVM Technology - перестал
поддерживать посвященные ей
официальные и "фанатские"
страницы. Сайт http://www.avmtechnology.com/
хронически находится under construction.
Посетителя отправляют в виртуальный
магазин http://computers.cnet.com/hardware/,
где о каждом приборе предоставляется
минимум технической информации. Также
приведем часть технических
характеристик, обнаруженных нами по
"фанатскому" адресу http://apexcentral.blessedhope.org/...
Разработчики определили свое детище
как многоцелевой прибор "общего
назначения". AVM Apex примечателен в
основном встроенным самплером от Kurzweil
c максмимальным объемом памяти 64 Мб. В
Да и само решение - эмуляция "железного"
самплера для древних и медленных
машин - было реализовано примерно на
уровне старых моделей Creative и Turtle Beach. О
снятии с производства официально не
заявлено, но очень на то похоже.
Аппаратный набор General MIDI - 2 Мб.
Маловато будет. Есть еще самплер. В
версии Pro теоретически
поддерживает целых 256 Мб, но где вы
возмете два соответствующих SIMM'а? Да и
вместо самплера с таким объемом
памяти лучше применять хард-диск
рекодер, а высвободившуюся оперативку
(она тоже стоит денег) пользовать под
многоканальную запись. Прилагаемый
софт позволяет выполнять некоторые
дополнительные операции с тон-банками,
с которыми вполне справляется и Creative
Vienna SF Studio. Отраслевой стандарт K.
Уголок маньяка
Так все-таки, сколько "бортовой"
оперативной памяти, используемой под
самплы, имеет смысл ставить на
звуковую карту? В зависимости от того,
с какими самплами вы собираетесь
работать. Чем длиннее звук, тем меньше
смысла "раскладывать" его по
клавиатуре, и тем больше - просто
прописать его на трек в качестве
волновой формы. Древняя
профессиональная клавиша Ensoniq Mirage (начало
80-х), имела... 128 Кб оперативки, которую
еще и надо было поделить на два тембра.
Зато с помощью фильтров в ней можно
творить настоящие чудеса. Я сам играл
на таком динозавре! Вот оно, "трудное
детство" игрецов на самплерах J. А
сколько звуков чудных подгружает с
жесткого диска ваша новая звуковая
карточка?
Кроме того, тон-банки можно
организовать по разным принципам.
Пользователю, у которого есть
инструмент с 32-64 Мб оперативки и
достаточно времени на ее перезагрузку,
иногда действительно имеет смысл
содержать отару жирных "заводских"
банков. Но все равно это будет звуки
фирмы Kurzweil, E-Mu или Akai. А как же тогда
быть с вашим собственным,
неповторимым?
В других случаях намного правильнее
создавать банк под каждую композицию -
это позволяет работать с меньшим
объемом оперативки, отчасти экономит
усилия, которые тратятся на поиск
тембра на двух десятках носителей, и
полностью избавляет от бесплодных
усилий, направленных на поиск "самого
лучшего" тон-банка. Автор этих
заметок в студийных условиях
предпочитает держать в оперативке 3-5
звуков, используемых в одной вещи. С
качеством от "убитых" 8 бит/9 кГц
до "правильных" 16 бит/48 кГц.
Получается красиво или гадко - в
зависимости от художественного
замысла.
А можно ли вообще не перезагружать тон-банки
- спросит особо ленивый читатель?
Конечно, можно! Именно так я в свое
время поступил с "восьмиметровой"
карточкой от Creative,
запрограммировав банк инструментов,
которые редко, но метко применяются в
аранжировке - и с большим трудом
прописываются вживую. Эдакую
персональную версию General MIDI,
используемую в дополнение к другим
инструментам. Кстати, еще есть
карточки флэш-памяти, тоже "восьмиметровые",
которые вставляют вместо оперативки в
профессиональные самплеры.
Выход из уголка маньяка
Частота самплирования - от 5 до 55,2
кГц. Как раз то, что надо. Частота 96 кГц
в домашних и project-студиях
применяется в основном для
двухканальной оцифровки в повышенном
качестве. Конверторы - 20 бит,
внутренняя обработка - 24 бит. Для
своего времени, лет пять назад, это
была серьезная заявка на успех.
Полифония при работе с MIDI - 32 ноты. Так
себе. Число одновременно
воспроизводимых аудиодорожек - 4.
Просто слезы L.
Заявленная поддержка тон-банков от
E-Mu, Turtle Beach и Kurzweil обеспечивается с
оговорками - доступны не все параметры
редактирования. Хотите добиться
максимально эффективной работы -
программируйте банк в "родном"
формате. Драйвера под Win98, к которой
питает нежные садомазохистские
чувства большинство юзеров,
специализирующихся на звуке, мне
обнаружить не удалось. Т.е. приобретя
такой прибор, желательно специально
под него собирать машину на "четверке"
с 8 метрами оперативки (плюс еще 256
метров - под тон-банки J) и пользовать
ее исключительно как самплер. Kurzweil
2000 был хорошей клавишей, но вряд ли
лучше своих конкурентов от E-mu и Akai.
Лучше подыщите себе что-то более
современное. Ну, разве что за время
лежания на складе Apex очень сильно
уценился...
Следующим номером нашей программы
следует Turtle Beach (http://www.voyetra-turtle-beach.com).
От того, что синтезатор Kurzweil™ называют
легендарным, качество его звучания
вряд ли станет лучше, чем у карточках
Apex. На предложение разработчиков
миксовать в 20 бит есть одно простое
возражение: а слушать этот микс на чем?
Все равно прийдется "обрезать" до
16-ти.
Много горьких слез пролили владельцы
первых карточек Turtle Beach, хорошо
зарекомендовавших себя под Win3.x, когда
их машины стали бегать под Win95. Кстати,
проблема драйверов до сих пор
остается актуальной. Т.е. под Win95 они
остались слегка "кривыми", а под
Win98, насколько мне известно, и вовсе не
поставлялись. Turtle Beach Pinnacle
американские юзеры дразнят "IRQ hog"
(англ. hog - свинья, особенно мясистый
боров). Ну в самом деле, зачем ей целых
два IRQ - плюс третий, если вы хотите
слушать через нее компакты? Pinnacle Project
Studio - старая разработка для
начинающих музыкантов с относительно
толстым кошельком. Фактически она
представляет собой сочетание из
поставлявшихся ранее отдельно Taiti и
дочерней платы синтезатора Pio и
требует примерно столько же возни с
установкой в машину. По возможностям -
уже рассмотренный выше AVM Apex, только
похуже качество звука. Конверторы
были хороши в свое время, сейчас такое
качество звука - стандарт для бытовых
карточек. При достаточно неплохих
заявленных в мануале параметрах часть
приборов издает трудно устраняемый
свист на 10 кГц.
"Музыкальная" карточка Montego II Home
Studio и ее геймерская версия Montego II
Quadzilla сделаны на нашем старом
знакомом - звуковом чипе Vortex II. Со
всеми вытекающими последствиями.
Полифония - 320 нот, сигнал/шум по выходу
- 97 дБ, поддержка игрового формата Aureal
A3D 2.0. От Aureal Vortex они отличаются в
основном более высокой ценой и
комплектом шароварного софта,
возглавляемого весьма средней руки
секвенсором Voyetra.
А вот и прибор посерьезнее. Карточка
для домашней студии от E-Mu (http://www.emu.com/),
по своим возможностям и
характеристикам приближающаяся к
профессиональным устройствам. Судите
сами: 4 аналоговых входа, 2 выхода (по
цифре - 4), самплер с полифонией 64
голоса и поддержкой формата Sound Font,
аппаратный процессор эффектов. Однако
конверторы - 16 бит/48 кГц - явно ближе к
бытовым.
Цена? Audio Production Studio плюс софт во
главе со Steinberg VST - $699.00; версия с
меньшим комплектом софта E-Card -
$479.00. Вы считаете эту цену "кусачей"?
Тогда поинтересуйтесь, почем E-Mu
продает компьютеры, оптимизированные
для работы со звуком. Как вам такое
предложение - $2,595.00 за в общем-то
приличной конфигурации машину с
писалкой компакт-дисков, но без
монитора и звуковой карты? Настоящий
компьютерный маньяк воскликнет: "Да
я на эти такое соберу...". А бизнесмен
почешет затылок и скажет: "Наш рынок
пока еще не готов..." Впрочем, лет
пять назад не каждый компьютерный
маньяк мог себе позволить 16-битную
геймерскую карточку. Сейчас народ
активно интересуется
профессиональными звуковыми
приборами, а стоят они - как бытовые в
середине 90-х.
Вероянто, по цене вам больше подойдет
кто-нибудь из семейства младших, но
более популярных родственников E-Mu,
которые стоят значительно меньше, но
пользуются тем же самым звуковым
чипом, разработанным для
профессиональных самплерных модулей Emulator,
и обеспечивают вполне сравнимое
качество звука. Мы уже писали об
успешно продающейся в Украине
карточке Sound Blaster Live! (http://www.creativelabs.com/
- по официальному адресу находится
достаточно полная информация), и даже
заявляли о своем нежелании к ней
возвращаться. Однажды автор этих
строк пережил кошмарный день. Три
человека по очереди с пристрастием
допрашивали меня об SB Live! Кстати, двое
из них в результате расспросов
карточку купили. Но раз читатели
продолжают спрашивать, постараюсь
проявить японскую вежливость пополам
с английским хладнокровием.
Основные недостатки. Sound Font Device
безраздельно занимает волновой выход,
т.е. отсутствует возможность
синхронно с Sound Font воспроизводить
волновые дорожки. Относительно велики
искажения канала записи (-66 дБ). Вместо
полностью дискретных выходов (два
отдельных стереофонических) сделан
псевдо-квадрафонический. Интерфейс не
очень дружественен пользователю и
содержит много "наворотов",
которые слабоваты для профессионалов,
но слишком сложны для начинающих.
Среди этих "наворотов"
отсутствует такой, достаточно важный
для профессионального пользователя,
как гибкая редакция звуковых эффектов.
Основные достоинства прибора.
Низкая цена, высокая совместимость с
другим компьютерным железом (c
карточками на ISA - документированная),
а также профессиональным софтом,
возможность работы с
профессиональными банками звуков E-Mu
Sound Font. Эта разработка уступает
разве что аналогичному формату от AKAI,
которым пользуются две карты,
представленные в следующей части
нашего обзора. Но это уже мои личные
пристрастия... Геймеры в большинстве
довольны SB Live! - даже те, кто с трудом
находит панель управления эффектами J
Редкий случай, когда один прибор
устраивает две разных категории
юзеров. Здесь помогает (или мешает?)
слаборазвитость украинского рынка
собственно музыкальных карт.
К SB Live! регулярно выпускаются апдейты
драйверов, среди которых попадаются
почти безглючные. Периодически
раздаются бесплатные наборы звуков
Sound Font. Конечно, интересно поюзать банк
под названием "Китайский оркестр",
но как вы его примените в музыке? И (вернувшись
чуть выше), где же все-таки ваш
собственнный саунд?
Версия Value отличается от Gold отсутствием:
модуля расширения, куда вынесены
входы и выходы (S-PDIF и аналоговые), а
также изрядного количества
укороченных версий профессиональных
звуковых программ. Качество записи и
воспроизведения звука - практически
то же, что и в полной версии. Т.е.
намного лучше, чем в серии AWE, но
намного хуже, чем в современных 24-битных
карточках, предназначенных
исключительно для работы с аудио.
Производительность звукового
процессора позволяет поддерживать
равное количество нот - "полифония"
1024.
И это все? - спросит читатель,
интересующийся звуковыми картами для
домашней студии. Отчего же... Будет вам
продолжение...
Источник: http://www.mycomp.com.ua/
|