|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Работа в интернете |
||||||||||||||||||
Наталья Моисеенкова nataly@whru.com
Спрос на профессии и специальности меняется быстрее, чем успеваешь получить образование. В начале 90-x миллионы моих сверстников ринулись получать экономические и юридические дипломы: за этими корочками им мерещилось свечение зеленых купюр и покрытые пальмами далекие острова, куда заслуженные толстые юристы выезжают на отдых. Огромной популярностью пользовались и курсы бухгалтеров — считать деньги хотели все, это автоматически приближало к богатству и стабильности. Потом стало ясно, что в институтах не учат тому, что требуется от юристов и экономистов именно сейчас. Возник кризис перепроизводства специалистов, плохо разбирающихся в предмете. Девяностые остались позади. В новом веке значительно острее ощущается другой кризис — резкая нехватка рабочей силы на рынке информационных технологий, которого 10 лет назад еще практически не существовало. Новая Экономика требует все больше и больше людей. Бывшие бухгалтеры и экономисты заскучали по творческой активности, от которой добровольно отказались годы назад. Они учат азы HTML, осваивают веб-дизайн и устраиваются PR-менеджерами в интернет-компании. Глобальные тенденции ярче всего проявляются в США. Вот топ наиболее востребованных на территории США профессий (данные основаны на исследованиях Bureau of Labor Statistics; в топ включены только профессии, требующие специального образования, специальности для неквалифицированной рабочей силы не учитывались): 1. «Прочие компьютерные специалисты»
(All Other Computer Scientists) Из приведенного списка нетрудно сделать соответствующие выводы: четыре первых места занимают профессии, связанные с ИТ — информационными технологиями. Спрос на специалистов этого профиля будет постоянно увеличиваться — существует мнение, что в течение ближайших пяти лет он должен удвоиться. Ответное предложение настолько мало, что не удовлетворяет спроса даже наполовину. Неудивительно, что в американском топе лидирует такое расплывчатое определение, как «прочие компьютерные специалисты». Учитывая диверсификацию рынка, постоянное почкование новых ИТ-направлений и отраслей, в которых теоретически могут работать компьютерные специалисты из уже существующих, новые места могут быть заполнены любыми работниками, имеющими хоть какое-то отношение к ИТ и интернету. Первоочередным личным качеством в резюме становится «легкая обучаемость», поскольку даже самый передовой университет не в состоянии успевать за столь динамичным рынком. Американцы пока используют самый простой метод борьбы с кризисом на рынке труда: импортируют «мозги» из других стран. Весной этого года сенатор Оррин Хэтч предложил новый законопроект, предполагающий увеличение лимита выдачи рабочих виз H-1B до 195 тысяч на ближайшие три года (сегодняшняя норма — 115 тысяч виз в год — была вычерпана американскими компаниями уже в марте). Пока конгресс США так и не принял этот акт — боятся. Но отступать, видимо, некуда — особенно если новым президентом станет представитель Демократической партии, которая всячески поддерживает увеличение иммигрантских квот. Кроме привлечения иммигрантов, в Америке активно пропагандируют новые профессии среди женщин, которые в большинстве своем неохотно садятся за компьютеры. Вернемся к нашей стране. На протяжении двух последних лет в российские сетевые проекты и компании было сделано не менее двух десятков крупных инвестиций. Для обыкновенных граждан и молодых специалистов это значит прежде всего одно — появление новых рабочих мест.
Гораздо легче найти HTML-верстальщиков, которых в некоторых компаниях до сих пор почему-то называют веб-дизайнерами. Странно, что версткой пока занимается довольно мало женщин, хотя эта достаточно рутинная, требующая аккуратности и усидчивости работа неплохо им подходит. Необходимо отметить, что мужчины, занимающиеся HTML-версткой — народ обычно очень спокойный. Лучшей рекомендацией при трудоустройстве служат сайты, над которыми работал верстальщик. В этой профессии специального образования не требуется — нужны только знания и опыт. Лучшие и наиболее амбициозные из верстальщиков со временем могут переквалифицироваться в веб-дизайнеров или в младших программистов — в зависимости от того, какие таланты возобладают: художественный вкус или пристрастие к Java-cкриптам и C++. Уровень зарплат довольно низкий — от $300, у опытных сотрудников стремится к $800-1000. Дизайнеры нужны любой интернет-компании, но в меньших количествах, чем программисты или верстальщики. Поскольку дизайнерами себя считают многие, предложение пока еще превышает спрос. До 80% размещенных «дизайнерами» резюме принадлежат людям, которые по сути художниками не являются. Бойтесь «дизайнеров», являющихся по первому образованию технарями или программистами. Главное в дизайнере, как ни крути — талант. А таланты — товар штучный и редкий. Сейчас же востребован еще более редкий товар — кроме художественного вкуса необходимо знание интерактивных технологий. Хороший дизайнер становится лицом компании, а если это студия веб-дизайна — фирменным знаком для покупающих услуги студии клиентов. Приходят они обычно из художественных и архитектурных вузов, из дизайнерских и рекламных агентств. Самые лучшие — из области полиграфии. В ряды дизайнеров постоянно пытаются проникнуть студенты технических вузов, которые так и не смогли стать хорошими программистами. Зарплата дизайнера обычно начинается с $300, верхняя граница не определена. Наиболее талантливые дизайнеры иногда создают самостоятельную торговую марку и основывают собственное дело.
Очень высок спрос на менеджеров по работе с клиентами и менеджеров по продажам. От качества работы этих менеджеров зависит репутация компании и удовлетворение клиентов. Потребность высока, но и человеческих ресурсов достаточно, если использовать сотрудников, раньше работавших в других отраслях. Если менеджер интересуется новыми технологиями и на «ты» с интернетом, ему несложно будет переключиться с торговли памперсами на интернет-проекты. Компании, вышедшие на высокий уровень, предпочитают подбирать специалистов из таких отраслей, как товары народного потребления и управленческий консалтинг (высший пилотаж). Команда, состоящая из таких специалистов, сразу же вырвется в высшую лигу. Зарплата зависит от компании и принятой в ней системы оплаты (иногда она строится на основе процентов от заключенных сделок), и может быть достаточно высокой. Группами специалистов (программистов, художников, верстальщиков и т.д.) обычно руководят линейные менеджеры. Обычно они вырастают внутри компании, их редко приглашают со стороны — «чужие» хуже приживаются. Иногда они вырастают в директоров подразделений, зарплата которых колеблется от $600 до $2000. Менеджеры проектов — самая естественная для интернет-компаний руководящая профессия, поскольку все, что производится в интернет-компаниях, обычно представляет собой проекты той или иной степени сложности. Менеджер проектов — это, в первую очередь, человек, способный выполнять комплексные задачи, поскольку управляет он структурой, интегрированной со всеми подразделениями компании. Во-вторых, это человек творческий, потому что обычно он сам выстраивает концепцию проекта. В-третьих, это человек многогранный, поскольку находит общий язык и с программистами, и с художниками, и с редакторами. В-четвертых, человек строгий, поскольку должен всех вовремя «построить», чтобы проект вышел в срок. На должность менеджера чаще всего нанимают людей с опытом подобной работы. Иногда менеджеры проектов приходят в интернет из других отраслей — например, управленческого консалтинга, медиа-компаний или шоу-бизнеса. Разброс зарплат довольно велик — от $500 до $3000. Наиболее катастрофическая ситуация на рынке труда возникла с топ-менеджерами. Каждой вновь создаваемой интернет-компании нужен свой топ-менеджер, который, за редким исключением, выращивается внутри компании, как экзотическое, требующее особого ухода растение. Топ-менеджеры — прежде всего стратеги, что в любой из отраслей считается самым ценным качеством. В интернете на них лежит тем более важный груз ответственности, что им приходится строить дело с нуля и самостоятельно прокладывать по бездорожью путь новой экономики — понимая прежде всего, в какую сторону его прокладывать. Спрос в этой категории абсолютен, потому что на этот спрос нет никакого ответного предложения. Найти подходящего топ-менеджера — предприятие, по своей сложности не уступающее открытию бизнеса. В маленьких компаниях роли топ-менеджеров часто играют как раз собственники бизнеса, но почти каждый собственник мечтает найти своего топ-менеджера, который взял бы ответственность за развитие дела на себя. В интернет большинство таких сотрудников приходит из других отраслей — больше всего из банковского дела, управления инвестициями и управленческого консалтинга. Нередко они открывают собственный бизнес или уходят в другую прибыльную область экономики. Зарплата — ни словом сказать... в общем, от нескольких тысяч в месяц до миллионов в год. Интернет-вакансии сосредоточены в основном на сайтах по поиску работы — http://www.job.ru/, job.design.ru (работа именно в интернет-компаниях), http://www.joblist.ru/, www.km.ru/job/, http://www.nj.ru/ и т.д. Job.ru — старейший из ресурсов по поиску работы. По удобству пользования и надежности этот сайт отстает от других, а потому постепенно теряет популярность. На Job.ru можно разместить свое резюме — для этого есть готовая (достаточно толковая) анкета. Все резюме и вакансии на сайте поделены по отраслям/типам специальности с достаточно развернутой и подробной классификацией. Есть гибко настраиваемый поиск вакансий по сайту. В момент написания статьи на Job.ru в открытом доступе было опубликовано около 8000 вакансий. Есть раздел, содержащий ссылки на сайты кадровых агенств и обучающих компаний. Автоматически выводится содержание достаточно популярных раньше конференций по работе — из Релкома (relcom.commerce.jobs) и FIDO (fido7.mo.job), но там публикуется очень много невменяемых объявлений. Специализации у Job.ru нет, ориентирован сайт на низкий и средний уровень должностей и зарплат. Несколько настораживает текст, размещенный на сайте: «После размещения вакансии или резюме на нашем сервере, Вы можете получить письмо, предлагающее установить или запустить какую-либо программу. Администрация Job.ru не имеет никакого отношения к подобным предложениям. Будьте осторожны!» www.km.ru/job/ — наиболее развернутый и богатый по содержанию сайт, посвященный поиску работы. Является частью большого портала http://www.km.ru/. Кроме возможности просмотреть список вакансий (всего около 3000) и разместить резюме (удобная форма для размещения), там можно найти массу дополнительного материала: полезные ссылки, статьи о карьерном росте с историями успеха и полезными советами, онлайновые тесты, справочник профессий и просто новостная лента, посвященная работе и поиску работы. Это один из немногих выдержанных на должном уровне ресурсов, посвященных карьере. Есть проекты более оригинальные или сходные по структуре, но, к сожалению, обновляются они не так часто. Правда, качество публикаций на КМ не всегда высоко. Рассчитан этот сайт, видимо, на младших или начинающих менеджеров, поскольку проблемы, обсуждаемые в материалах, актуальны именно для новичков. http://www.joblist.ru/ — достаточно популярный ресурс. Дизайн у сайта простенький, зато здесь есть практически все — банк резюме и вакансий (добавление резюме через готовую форму), онлайн-тесты, аналитические материалы, форумы, раздел немодерируемых объявлений, удобная классификация вакансий: работа за рубежом, работа для молодежи и т.д. Всего на сайте опубликовано около 4000 вакансий. Оригинальный раздел «Сообщения из телеконференций» позволяет не просто просматривать объявления о работе из наиболее известных телеконференций ФИДО, но и пользоваться при этом удобным фильтром «Выбрать сообщения, похожие на... (такое-то резюме, такую-то вакансию)». job.design.ru — недавно созданный, но уже очень популярный ресурс, ориентированный именно на поиск работы в интернет-компаниях. Разделы сайта соотносятся с распространенными в интернет-индустрии профессиями. Сколько профессий — столько и разделов. Остроумные описания профессий доходчиво объясняют суть. Приятная система рейтингов (в каждом разделе можно увидеть наиболее популярную вакансию и самое популярное резюме; публикуется средний уровень предлагаемых зарплат для каждого раздела). Удачен интерфейс — вакансии и резюме расположены в двух параллельных столбиках, благодаря чему можно одним взглядом оценить спрос и предложение на ту или иную специальность. Вакансий на сайте — чуть больше 500. Когда пользователь оставляет свое резюме, ему нужно выбрать одну из заранее введенных в форму профессий; таким образом, не остается возможности ввести что-то оригинальное или не связанное с интернетом. http://www.begin.ru/ — сайт, ориентированный не просто на тех, кто хочет срочно найти хоть какую-то работу, но прежде всего на тех, кого интересуют вопросы карьеры и бизнес-обучения. Есть возможность ознакомиться с вакансиями и оставить свое резюме. Присутствует очень удобный и оригинальный сервис: возможность подписаться по e-mail на подходящие пользователю вакансии от лучших кадровых агентств и компаний Москвы. Можно задать параметры интересующих вакансий и получать их еженедельно вместе с новостной рассылкой. Ноу-хау сайта — уникальные материалы: достаточно подробная база по бизнес-образованию (что, где, за какие деньги и в какой срок). Очень удобный и функциональный ресурс. Есть архивы статей, посвященных образованию и карьере (из журналов «Капитал», «Эксперт» и т.д.), рейтинги бизнес-школ. Но самый интересный раздел — «Форум». Там можно пообщаться с посетителями на действительно интересующую тебя тему; общая дискуссия не скатывается, как это бывает часто, в треп ни о чем. В «Форуме» можно найти массу полезных рекомендаций и завести друзей по несчастью или по интересам. Вывод: сайт с очень толково подобранными и обширными ресурсами, не портал (понемногу обо всем), а хороший специализированный ресурс, которому не хватает некоторого развития (в плане интерфейса, новых сервисов и т.д.). http://www.nj.ru/ — стандартная база данных для соискателей и работодателей с несколькими изюминками: отдельные зоны для ищущих работу и нанимающих, возможность указать, составляя свое резюме, какие компании тебя интересуют, а какие нет. Это способствует тому, чтобы информация о соискателе должности адресно достигала интересующей его компании, о чем дополнительно заботятся организаторы проекта. Кроме универсальных поисковых сайтов, искать работу можно на сайтах самих интернет-компаний: практическая у каждой компании есть страница «Работа у нас». У A-Partners эта страница даже превратилась в отдельный проект — http://www.stupeni.ru/. На «Ступенях» можно заполнить резюме в режиме он-лайн по западным стандартам — система сама предлагает вам готовую форму; можно также ознакомиться со статьями, советующими, как лучше строить карьеру, и пройти несколько (два-три) простеньких онлайн тестов. Если вы знаете свои профессиональные качества и уверены в ценности своего опыта, вам нужно просто выбрать компанию, в которой вы хотите работать. И даже если на ее сайте нет объявлений о найме специалистов, звонок или письмо лишними не будут. Что же касается вакансий топ-менеджеров, то они редко болтаются в публичном доступе, но иногда все же встречаются. Обычно поиском кандидатов на высшие руководящие позиции занимаются кадровые агенства и компании, специализирующиеся именно на подборе высших руководящих кадров. В случае, если вы сильный менеджер с большим опытом, вам, безусловно, нужно связываться с такими компаниями. Компании, специализирующиеся на топ-менеджерах, как правило, международные и представлены в Москве русским отделением. Русского сайта у таких компаний зачастую нет. В России из них активно работают Egon Zehnder (http://www.zehnder.com/, с 96-97 г.), Korn/Ferry International (http://www.kornferry.com/, в России с 95-96 г., компания ведет известный проект, посвященный карьере и работе — http://www.futurestep.com/, где можно в режиме он-лайн оценить себя как специалиста), Morgan Hunt (http://www.morganhunt.com/, в России с 95-96 г.), Heidrick&Struggles (http://www.h-s.com/, в России с 1996 г.) Компания Ward Howell International работает в России с 1991 года и обладает русскоязычным сайтом — http://www.wardhowell.ru/. Эта компания планирует осенью 2000 г. запустить большой сайт на русском языке, посвященный карьере. Со всеми вышеперечисленными компаниями стоит связываться, если вы уверены в своей квалификации, стоимости и запросах, поскольку с начинающими и даже со средним звеном они не работают. Широко представлены в рунете кадровые агентства среднего уровня, то есть работающие преимущественно с подбором специалистов и менеджеров среднего звена. Некоторые из подобных агентств начинают отдельные «карьерные» проекты в сети (например, http://www.profy.ru/). Особо важной тенденцией, кроме дефицита кадров в области ИТ и интернете, следует считать еще и огромные перспективы рекрутинга и работы с кадрами через интернет (подбор, оценка, обучение онлайн). Это одно из самых многообещающих направлений развития онлайн-сервисов. Исследовательская компания Forrester Research считает, что объем рынка рекрутинга (поиск работы, публикация вакансий) достигнет к 2003 г. $1,7 млрд. и будет составлять 1/5 от всей суммы рекламного бюджета, связанного с предложениями работы. Уникальных хостов, посещающих самый популярный сайт по работе http://www.monster.com/, насчитывается около двух с половиной миллионов в день. В последнее время многие компании в России также анонсировали проекты в этом направлении, говоря о создании «первого качественного ресурса для профессионалов». К примеру, проект http://www.nj.ru/ — National Job Club, проект http://www.profy.ru/ — «Мир профессионалов», а также новый проект компании Ward Howell — E-xecutive, сообщество менеджеров с интерактивной сетью знаний, позволяющей общаться, учиться и оценивать свой уровень профессионализма. Так что рынок труда в интернете динамично развивается. И насколько широки возможности получить работу, связанную с сетью, настолько же высоки и возможности найти работу именно в сети.
Источник: http://www.inter.net.ru/
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Copyright © 2000г. "Internet Zone" & Nik Romanov, info@izcity.com | ||||||||||||||||||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |