Internet Zone >>

Бесплатные программы, полезные ресурсы, свежие номера журнала.   Нажимай!

CUBASE VST/32 5: ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ

Петр "Roxton" СЕМИЛЕТОВ (roxton@chat.ru)

В то теплое воскресенья я, возвращаясь с Караваевых дач на троллейбусе с незнакомым номером, который следовал не то на Лукьяновку, не то в центр, с интересом рассматривал только что приобретенный красно-синий диск с радующей сердце надписью "Cubase VST/23 5". Выпитая по дороге бутылочка лимонада уже начала настойчиво посылать сигналы в мозг; хотелось побыстрее добраться домой. Чему я внимал с большим трепетом - нарастающему из глубины мочевого пузыря зову лимонада или вопившей с обложки диска надписи, сулящей райские наслаждения в садах Гармонии - уже не помню.

Первым делом я скопировал все свои VST-плагины в отдельную папку и снес старую версию Cubase, а именно 3.75. Пятая версия для РС вышла "в обход" четвертой, выпускавшейся только для платформы Mac. Впрочем, людям из Steinberg виднее. Итак, я приступил к инсталляции. Никаких standart, minimum и custom режимов не обнаружилось, а если пользователь назначит путь к программе по своему усмотрению, часть плагинов все же отправятся туда, куда им "завещал великий Стейнберг", т. е. в Program Files > Steinberg > Cubase VST32 5.0. Лично я потом вручную переносил эти плагины туда, куда нужно МНЕ, а пути правил в Norton WinDoctor.
Памятуя неписаный закон "вначале настрой, а затем юзай", я принялся возиться с конфигурацией ASIO-драйверов. Это такая прослойка между Cubase и звуковой системой. Cubase совершенно все равно, что у вас - MacOS или Windows. Cubase умеет работать только с ASIO, а уж задача последнего - реализовать интерфейс.
В комплект Cubase VST/32 входят два ASIO-драйвера - Multimedia и DirectX. Первый более гибок в настройках, поддерживает полный дуплекс (то есть запись и воспроизведение одновременно), но "тормозит". Есть такая штука, как latency, по словарю - "задержка между стимулом и реакцией". Latency между подачей команды play и ее выполнением для Multimedia-драйвера на моей машине составляет около 700 миллисекунд. Для DirectX-драйвера значение немного отличается - всего 46 мс. К тому же, в отличие от старых версий ASIO/DirectX, новая поддерживает полнодуплексный режим. Надо признаться, что full duplex мне пришлось отключить, поскольку драйвер глючил и играть отказывался, пока я не перевел его в полудуплексный режим. В этом случае - запомните! - звука не будет, пока в Panels > VST Inputs не деактивировать входной аудиопорт. Одним словом, приходится работать по старинке - для сведения использовать DirectX-драйвер, а для записи переключаться на Multimedia.
На этом эпопея с портами и драйверами не закончилась. Я чуть не забыл, что в папке с Cubase лежит маленькая утилитка setupmme.exe, которая нужна для того, чтобы подключать MIDI-устройства. Если вы не сделаете этого, то Cubase, возможно, просто не "увидит" ваши MIDI-порты.
Лишь произведя все эти установки, я запустил продукт. Загрузился он резво - по крайней мере быстрее, чем старая версия. На первый взгляд, интерфейс стал более объемным и по стилю приблизился к Logic Audio и Cakewalk. Еще он стал более удобен и изыскан. Надо сказать, что причиной, по которой многие люди не работают с Cubase, является именно ее интерфейс. Когда я пару лет назад впервые запустил третью версию, то минуты две сидел и глядел на экран, как баран на новые ворота, а потом решил от греха подальше закрыть программу. Пока не привыкнешь к комбинациям горячих клавиш, работать действительно очень неудобно. Зато пото-о-ом!

Итак, интерфейс. Меню претерпело некоторые изменения - в лучшую сторону. Все микшеры, треки эффектов, инструменты, Pool и различные утилиты укрылись в пункте Panels главного меню. Теперь групповой микшер (Group Mixer) называется VST Channel Mixer 2 (Соответственно, VST Channel Mixer 1 - обычный микшер). Странная метаморфоза - впору выразить наше "фе" разработчикам. MIDI-микшер теперь вызывается тоже из Panels. Утилита DirectX-plugins позволяет разрешать/запрещать загрузку избранных DX-плагинов. Если у вас есть несколько глючных, отключите их. На другие программы это не повлияет - речь идет только о Cubase.
Вообще, интерфейс стал более интуитивен. Так, в меню Functions перекочевали команды обработки звуковых событий (два последних пункта - MIDI Functions и Audio Functions. Из последнего можно вызывать и внешний волновой редактор).
Опции почему-то разбросаны сразу по двум меню - собственно Options и Edit > Preferences. В первом - настройки драйверов, всевозможных путей, метронома, синхронизации и прочего; во втором - опции, относящиеся непосредственно к звуковым данным. Ради интереса загляните в Score Options... Возможно, после этого вам захочется верстать нотные сборники именно в Cubase.
Наконец-то в продукте появились группы - не группы эффектов (они как были раньше, так и остались), а группы звуковых объектов. Вы можете объединить вместе несколько фрагментов и присвоить им общее имя. Кроме групп, разработчики позаботились о возможности создавать поименованные маркеры для логической разбивки композиции.
В меню Edit появилось мощнейшее средство Controller, позволяющее с максимальным комфортом редактировать MIDI-события. Не то чтобы раньше их вовсе нельзя было редактировать, но теперь все выглядит более изящно и эргономично. Поддержка SoundFonts. Ветераны войны 1812 года (интересно, кого имел в виду Рокстон? - прим. Виктора В.) помнят, что в старых версиях приходилось загружать пользовательские звуковые банки довольно хитрым путем - вначале нужно было загрузить Studio Module, в нем установить драйвер конкретного MIDI-устройства и только потом можно было использовать фонты.
Однако теперь загружать *.sf можно и без Studio Module - для этого достаточно в окне Arrange в колонке Instrument выбрать Setup Instruments, где в выпадающем списке Patchname Source поставить SoundFont и там же, в Output - выходной MIDI-порт вашей звуковой карты. Затем в Inspector (вызывается нажатием на кнопку с треугольником в левом нижнем углу окна Arrange) возле опции Bank, там, где стоит значение Off, кликнуть на этом Off и из открывшегося списка выбрать Manage. После этого появится очень удобный SoundFont Manager. При повторном нажатии на том же... элементе управления (нет, это не кнопка, а просто черный прямоугольник с надписью), вы увидите список звуковых фонтов. Выбираете нужный, а затем в опции Patchname вам становятся доступны все патчи из установленного банка.
Работа с аудио претерпела самые значительные изменения. Во-первых, поддержка 32-х бит. Это большой шаг вперед. В настоящее время из "китов софта" полностью в 32-х битах работают еще только Cool Edit Pro/2000, Wavelab 3.0 и Samplitude. Cakewalk 9.3 и Vegas Pro поддерживают максимум 24-битные файлы. Во-вторых, усовершенствованный алгоритм внутреннего сведения. Принципиально другая математика? Может быть... Обладатели профессиональных мониторов услышат явную разницу по сравнению с 3.х, особенно при сведении в стерео внутри секвенсора (Mixdown Audio).
Далее, новый тип плагинов - VST 2. Все старые плагины Steinberg именует теперь просто "earlier VST plugins", и устанавливать их рекомендуется в папку с аналогичным названием, которая расположена в директории Cubase_folder > VSTPlugins. Не стоит полагать, что старые плагины брошены на произвол судьбы - они были, есть и будут. У меня около 200 VST-плагинов старого образца, каковые я не поленился протестировать с новой версией Cubase - глюков не обнаружил.
В комплект продукта входит великое множество плагинов нового формата - это и качественный дисторшн, и ревербератор и различные виды задержки - добрая дюжина эффектов с приятным "аналоговым" интерфейсом. Недаром VST расшифровывается как Virtual Studio Technology - в самом деле, приобретая Cubase, вы получаете виртуальные приборы, более или менее успешно заменяющие "фарш" целой студии! Ощущение "студийности" добавляют и VST-инструменты, которые подключаются в виде виртуальных MIDI-устройств. О них уже писалось в статье о версии 3.7 "Ледокол Звуковой Революции". Это синтезатор Neon, эмулятор бас-гитары Virtual Bass, драммашина LM-9 и новый инструмент - USM, оркестр в коробке. О двух последних стоит поговорить особо. В лице LM мы имеем девять ударных инструментов, которыми можно играть драм-партию, и которые звучат живее, чем хилая MIDI-прошивка стандартной звуковой карты. Впрочем, я продолжаю считать, что круче трекера драммашины не найти - посему LM у меня исполнила "прощальное па" в Мусорную Корзину.
Универсальный Звуковой Модуль - это целый оркестр. Может играть на свадьбах и похоронах. По-английски пишется гордо - Universal Sound Module, USM. Собственно, это модуль, реализующий полный набор инструментов General MIDI. Я бы не обратил на него внимая, если бы не размеры - 80 Мб под "прошивку". "А! Какую свинью Steinberg подложил!", - возмутился я и отправил USM в Корзину вслед за драммашиной. Хотя для человека, сочиняющего в Cubase черновики акустической музыки, Универсальный Модуль - находка. Лишь бы хватило оперативки. Кстати, новая версия программы требует минимум 128 МБ, при работе с множеством инструментов и эффектов может понадобиться и больше. В общем, я предпочел на освободившиеся 80 метров винта установить Fallout 2 :-)
Стоит поговорить и о других новшествах Cubase. Ныне она умеет работать с накопителями на магнитной ленте, то бишь многоканальными магнитофонами. Да-да, теперь в типе дорожки можно установить Tape и использовать магнитные треки наряду с MIDI и волновыми файлами с винта. Раньше эмуляция ленты делалась отдельными плагинами во главе с Magneto.
Уголок мканьяка by Victor V
Насколько эта опция убедительна для старых фанов магнитофонов Tascam и Fostex - пусть сами же фаны и решают. Лично для меня работа с настоящей лентой остается актуальной даже после знакомства с плагинами от Steinberg и их аналогами от Twelve Tone Systems - разработчиков Cakewalk. Она придает дополнительную плотность гитарам и Lo-Fi-партиям (иногда граничащую с душевной теплотой :-)) и она же иногда помогает "крякнуть" программу, отказывающуюся рендерить звук в волновой файл.
Примерно то же самое могу сказать по поводу виртуальных микшеров. Железные остаются актуальными. Вы когда-нибудь двигали пальцами плавно скользящие фейдеры? И по поводу эмулятора бас-гитары. Здесь рокеры и джазмены точно меня поддержат :-).
Решения "all in one" - все на одном диске и за 400 баксов - иногда очень полезны для юзера. Но как правило, каждый пользователь находит в них свои "дырки". Приходится дополнять другим софтом и железом под решение конкретной задачи. Cubase VST - штука хорошая, но сказанное относится и к ней.

Выход из уголка маньяка
Другая благая весть от Steinberg - Folder Track. Это дорожка-папка, в которую помещаются другие дорожки путем обычного перетаскивания. Очень удобная штука! Например, создаете папку Guitars и помещаете туда Bass, Acoustic, Electro...
Множество других полезных новшеств проявляются по ходу работы с продуктом. Увы, не все стало лучше. Справочная система практически бесполезна, поскольку ее статьи состоят в основном из сообщений вроде: "Этот элемент меню открывает окно микшера, который содержит фэйдеры и, возможно, секции output busses". Черт, а я даже и не догадывался! Еще Help любит отсылать к бумажной документации, дескать, там все написано.
Так ли это? Имеющийся у меня релиз продукта содержит в себе 17 Мб документации в формате *.pdf. Все вроде есть, а вот важную главу "Getting Started" как корова языком слизала. Нет, не ищите ее. В Table of Contents - файле с оглавлением - вместо нее идет "What's New?". Тот факт, что в отсутствующей главе описываются основы звуковой концепции Cubase, без которых новичку трудно перейти к "Getting into Details", никого не смущает - кроме самих новичков. Можете возразить - на лицензионном диске все есть, полный порядок. Возражу - если в оглавлении документации ссылки на главу нет, значит ее нет на самом деле.
Однако, неполнота документации вряд ли сможет отпугнуть настоящего звукового энтузиаста или энтузиастку, стремящегося(уюся) выйти на длинную и витиеватую тропу исследования возможностей Cubase. Этим пламенным воззванием я завершаю обзор и пересаживаюсь за Icewind Dale, где группой из шести сподвижников вершу судьбу мира.

Источник: http://www.mycomp.com.ua/

 


Copyright © 2000г. "Internet Zone"info@izcity.com
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас.