В то теплое воскресенья я,
возвращаясь с Караваевых дач на
троллейбусе с незнакомым номером,
который следовал не то на Лукьяновку,
не то в центр, с интересом
рассматривал только что
приобретенный красно-синий диск с
радующей сердце надписью "Cubase VST/23
5". Выпитая по дороге бутылочка
лимонада уже начала настойчиво
посылать сигналы в мозг; хотелось
побыстрее добраться домой. Чему я
внимал с большим трепетом -
нарастающему из глубины мочевого
пузыря зову лимонада или вопившей с
обложки диска надписи, сулящей
райские наслаждения в садах Гармонии
- уже не помню.
Первым делом я скопировал
все свои VST-плагины в отдельную
папку и снес старую версию Cubase, а
именно 3.75. Пятая версия для РС
вышла "в обход" четвертой, выпускавшейся
только для платформы Mac. Впрочем, людям
из Steinberg виднее. Итак, я приступил к
инсталляции. Никаких standart, minimum
и custom режимов не обнаружилось, а
если пользователь назначит путь к
программе по своему усмотрению, часть
плагинов все же отправятся туда, куда
им "завещал великий Стейнберг", т.
е. в Program Files > Steinberg > Cubase VST32 5.0.
Лично я потом вручную переносил эти
плагины туда, куда нужно МНЕ, а пути
правил в Norton WinDoctor.
Памятуя неписаный закон "вначале
настрой, а затем юзай", я принялся
возиться с конфигурацией ASIO-драйверов.
Это такая прослойка между Cubase и
звуковой системой. Cubase совершенно все
равно, что у вас - MacOS или Windows. Cubase умеет
работать только с ASIO, а уж задача
последнего - реализовать интерфейс.
В комплект Cubase VST/32 входят два ASIO-драйвера
- Multimedia и DirectX. Первый более
гибок в настройках, поддерживает
полный дуплекс (то есть запись и
воспроизведение одновременно), но "тормозит".
Есть такая штука, как latency, по
словарю - "задержка между стимулом и
реакцией". Latency между подачей
команды play и ее выполнением для Multimedia-драйвера
на моей машине составляет около 700
миллисекунд. Для DirectX-драйвера
значение немного отличается - всего 46
мс. К тому же, в отличие от старых
версий ASIO/DirectX, новая поддерживает
полнодуплексный режим. Надо
признаться, что full duplex мне
пришлось отключить, поскольку драйвер
глючил и играть отказывался, пока я не
перевел его в полудуплексный режим. В
этом случае - запомните! - звука не
будет, пока в Panels > VST Inputs не
деактивировать входной аудиопорт.
Одним словом, приходится работать по
старинке - для сведения использовать DirectX-драйвер,
а для записи переключаться на Multimedia.
На этом эпопея с портами и драйверами
не закончилась. Я чуть не забыл, что в
папке с Cubase лежит маленькая утилитка setupmme.exe,
которая нужна для того, чтобы
подключать MIDI-устройства. Если вы
не сделаете этого, то Cubase, возможно,
просто не "увидит" ваши MIDI-порты.
Лишь произведя все эти установки, я
запустил продукт. Загрузился он резво
- по крайней мере быстрее, чем старая
версия. На первый взгляд, интерфейс стал
более объемным и по стилю приблизился
к Logic Audio и Cakewalk. Еще он стал
более удобен и изыскан. Надо сказать,
что причиной, по которой многие люди
не работают с Cubase, является именно ее
интерфейс. Когда я пару лет назад
впервые запустил третью версию, то
минуты две сидел и глядел на экран, как
баран на новые ворота, а потом решил от
греха подальше закрыть программу.
Пока не привыкнешь к комбинациям
горячих клавиш, работать
действительно очень неудобно. Зато
пото-о-ом!
Итак, интерфейс. Меню претерпело
некоторые изменения - в лучшую сторону.
Все микшеры, треки эффектов, инструменты,
Pool и различные утилиты укрылись
в пункте Panels главного меню. Теперь групповой
микшер (Group Mixer) называется VST Channel
Mixer 2 (Соответственно, VST Channel Mixer 1 -
обычный микшер). Странная метаморфоза
- впору выразить наше "фе"
разработчикам. MIDI-микшер теперь
вызывается тоже из Panels. Утилита DirectX-plugins
позволяет разрешать/запрещать
загрузку избранных DX-плагинов.
Если у вас есть несколько глючных,
отключите их. На другие программы это
не повлияет - речь идет только о Cubase.
Вообще, интерфейс стал более
интуитивен. Так, в меню Functions перекочевали
команды обработки звуковых событий (два
последних пункта - MIDI Functions и Audio
Functions. Из последнего можно вызывать
и внешний волновой редактор).
Опции почему-то разбросаны сразу по
двум меню - собственно Options и Edit
> Preferences. В первом - настройки
драйверов, всевозможных путей,
метронома, синхронизации и прочего; во
втором - опции, относящиеся
непосредственно к звуковым данным.
Ради интереса загляните в Score Options...
Возможно, после этого вам захочется
верстать нотные сборники именно в Cubase.
Наконец-то в продукте появились группы
- не группы эффектов (они как были
раньше, так и остались), а группы
звуковых объектов. Вы можете
объединить вместе несколько
фрагментов и присвоить им общее имя.
Кроме групп, разработчики
позаботились о возможности создавать
поименованные маркеры для логической
разбивки композиции.
В меню Edit появилось мощнейшее
средство Controller, позволяющее с
максимальным комфортом редактировать
MIDI-события. Не то чтобы раньше их
вовсе нельзя было редактировать, но
теперь все выглядит более изящно и
эргономично. Поддержка SoundFonts.
Ветераны войны 1812 года (интересно,
кого имел в виду Рокстон? - прим. Виктора
В.) помнят, что в старых версиях
приходилось загружать
пользовательские звуковые банки
довольно хитрым путем - вначале нужно
было загрузить Studio Module, в нем
установить драйвер конкретного MIDI-устройства
и только потом можно было
использовать фонты.
Однако теперь загружать *.sf можно и
без Studio Module - для этого достаточно в
окне Arrange в колонке Instrument выбрать
Setup Instruments, где в выпадающем списке Patchname
Source поставить SoundFont и там же, в Output
- выходной MIDI-порт вашей
звуковой карты. Затем в Inspector (вызывается
нажатием на кнопку с треугольником в
левом нижнем углу окна Arrange) возле
опции Bank, там, где стоит значение Off,
кликнуть на этом Off и из открывшегося
списка выбрать Manage. После этого
появится очень удобный SoundFont Manager.
При повторном нажатии на том же...
элементе управления (нет, это не
кнопка, а просто черный прямоугольник
с надписью), вы увидите список
звуковых фонтов. Выбираете нужный, а
затем в опции Patchname вам становятся
доступны все патчи из установленного
банка.
Работа с аудио претерпела самые
значительные изменения. Во-первых,
поддержка 32-х бит. Это большой шаг
вперед. В настоящее время из "китов
софта" полностью в 32-х битах
работают еще только Cool Edit Pro/2000, Wavelab
3.0 и Samplitude. Cakewalk 9.3 и Vegas Pro поддерживают
максимум 24-битные файлы. Во-вторых,
усовершенствованный алгоритм внутреннего
сведения. Принципиально другая
математика? Может быть... Обладатели
профессиональных мониторов услышат
явную разницу по сравнению с 3.х,
особенно при сведении в стерео внутри
секвенсора (Mixdown Audio).
Далее, новый тип плагинов - VST 2.
Все старые плагины Steinberg именует
теперь просто "earlier VST plugins", и
устанавливать их рекомендуется в
папку с аналогичным названием,
которая расположена в директории Cubase_folder
> VSTPlugins. Не стоит полагать, что
старые плагины брошены на произвол
судьбы - они были, есть и будут. У меня
около 200 VST-плагинов старого
образца, каковые я не поленился
протестировать с новой версией Cubase -
глюков не обнаружил.
В комплект продукта входит великое
множество плагинов нового формата -
это и качественный дисторшн, и ревербератор
и различные виды задержки - добрая
дюжина эффектов с приятным "аналоговым"
интерфейсом. Недаром VST
расшифровывается как Virtual Studio Technology -
в самом деле, приобретая Cubase, вы
получаете виртуальные приборы, более
или менее успешно заменяющие "фарш"
целой студии! Ощущение "студийности"
добавляют и VST-инструменты,
которые подключаются в виде
виртуальных MIDI-устройств. О них
уже писалось в статье о версии 3.7 "Ледокол
Звуковой Революции". Это
синтезатор Neon, эмулятор бас-гитары
Virtual Bass, драммашина LM-9 и новый
инструмент - USM, оркестр в коробке.
О двух последних стоит поговорить
особо. В лице LM мы имеем девять ударных
инструментов, которыми можно играть
драм-партию, и которые звучат живее,
чем хилая MIDI-прошивка стандартной
звуковой карты. Впрочем, я продолжаю
считать, что круче трекера драммашины
не найти - посему LM у меня исполнила
"прощальное па" в Мусорную
Корзину.
Универсальный Звуковой Модуль -
это целый оркестр. Может играть на
свадьбах и похоронах. По-английски
пишется гордо - Universal Sound Module, USM.
Собственно, это модуль, реализующий
полный набор инструментов General MIDI.
Я бы не обратил на него внимая, если бы
не размеры - 80 Мб под "прошивку".
"А! Какую свинью Steinberg подложил!", -
возмутился я и отправил USM в Корзину
вслед за драммашиной. Хотя для
человека, сочиняющего в Cubase черновики
акустической музыки, Универсальный
Модуль - находка. Лишь бы хватило
оперативки. Кстати, новая версия
программы требует минимум 128 МБ, при
работе с множеством инструментов и
эффектов может понадобиться и больше.
В общем, я предпочел на освободившиеся
80 метров винта установить Fallout 2 :-)
Стоит поговорить и о других
новшествах Cubase. Ныне она умеет
работать с накопителями на магнитной
ленте, то бишь многоканальными
магнитофонами. Да-да, теперь в типе
дорожки можно установить Tape и
использовать магнитные треки наряду с
MIDI и волновыми файлами с винта. Раньше
эмуляция ленты делалась отдельными
плагинами во главе с Magneto.
Уголок мканьяка by Victor V
Насколько эта опция убедительна для
старых фанов магнитофонов Tascam и Fostex
- пусть сами же фаны и решают. Лично
для меня работа с настоящей лентой
остается актуальной даже после
знакомства с плагинами от Steinberg и их
аналогами от Twelve Tone Systems -
разработчиков Cakewalk. Она придает
дополнительную плотность гитарам и Lo-Fi-партиям
(иногда граничащую с душевной
теплотой :-)) и она же иногда помогает
"крякнуть" программу,
отказывающуюся рендерить звук в
волновой файл.
Примерно то же самое могу сказать по
поводу виртуальных микшеров. Железные
остаются актуальными. Вы когда-нибудь
двигали пальцами плавно скользящие
фейдеры? И по поводу эмулятора бас-гитары.
Здесь рокеры и джазмены точно меня
поддержат :-).
Решения "all in one" - все на одном
диске и за 400 баксов - иногда очень
полезны для юзера. Но как правило,
каждый пользователь находит в них
свои "дырки". Приходится
дополнять другим софтом и железом под
решение конкретной задачи. Cubase VST -
штука хорошая, но сказанное относится
и к ней.
Выход из уголка маньяка
Другая благая весть от Steinberg - Folder
Track. Это дорожка-папка, в которую
помещаются другие дорожки путем
обычного перетаскивания. Очень
удобная штука! Например, создаете
папку Guitars и помещаете туда Bass, Acoustic,
Electro...
Множество других полезных новшеств
проявляются по ходу работы с
продуктом. Увы, не все стало лучше. Справочная
система практически бесполезна,
поскольку ее статьи состоят в
основном из сообщений вроде: "Этот
элемент меню открывает окно микшера,
который содержит фэйдеры и, возможно,
секции output busses". Черт, а я даже и не
догадывался! Еще Help любит отсылать к
бумажной документации, дескать, там
все написано.
Так ли это? Имеющийся у меня релиз
продукта содержит в себе 17 Мб
документации в формате *.pdf. Все
вроде есть, а вот важную главу "Getting
Started" как корова языком слизала.
Нет, не ищите ее. В Table of Contents - файле
с оглавлением - вместо нее идет "What's
New?". Тот факт, что в отсутствующей
главе описываются основы звуковой
концепции Cubase, без которых новичку
трудно перейти к "Getting into Details",
никого не смущает - кроме самих
новичков. Можете возразить - на
лицензионном диске все есть, полный
порядок. Возражу - если в оглавлении
документации ссылки на главу нет,
значит ее нет на самом деле.
Однако, неполнота документации вряд
ли сможет отпугнуть настоящего
звукового энтузиаста или энтузиастку,
стремящегося(уюся) выйти на длинную и
витиеватую тропу исследования
возможностей Cubase. Этим пламенным
воззванием я завершаю обзор и
пересаживаюсь за Icewind Dale, где
группой из шести сподвижников вершу
судьбу мира.