Александр
Чижов
chizh@irk.ru

Графический редактор Adobe
Photoshop в настоящее время является лидером
в области обработки растровой графики
для платформ Apple и OS Windows для PC. И
лидерством своим он обязан не в
последнюю очередь уникальной
возможности подключения разнообразных
модулей (plug-ins) сторонних фирм.
Разумеется, кое-что из
производимого модулями можно сделать и
руками, с помощью штатных средств самого
редактора, но при использовании
плагинов это получается быстрее и проще.
Основными "поставщиками" плагинов
на сей день являются такие фирмы как: Metacreations,
AlienSkin Software
и Ulead Systems.
Стоит упомянуть и о том, что многие
модули можно использовать не только с
Photoshop, но и с такими продуктами, как Corel
PhotoPaint, Micrografx PicturePublisher, Metacreations Painter, JASC
PaintShopPro, Microsoft ImageComposer и некоторыми
другими.
Разумеется, кроме плагинов эти фирмы
выпускают много другого софта, причем в
большей мере очень даже связанного с
графикой. Например, модуль Goo от
Metacreatoins для PC изначально существовал в
виде отдельной программы KPT Goo, после
чего вышел отдельным плагином в серии KPTx.
Модулями для Photoshop компания Кая Краузе (основателя
Metacreations) увлекается давно - чуть ли не
раньше, чем это начала делать фирма AlienSkin
Software, которая стартанула еще в 1994 году
с отличным на то время набором BlackBox 2.0,
правда только лишь в середине 1995 года он
стал доступен для платформы PC. Набор
включал в себя весьма полезный и по сей
день фильтр Carve - полноцветное "выдавливание",
позволяющее легко создавать
разнообразные кнопки и выпуклые надписи.

В наборе BlackBox также
присутствует эффект для быстрого
создания теней и эффект обработки
изображения "под стекло" (внесение
искажений по правилам преломления - и
это помимо того, что еще вносятся
отсветы и затенения). После BlackBox AlienSkin
Software выпустила следующую серию, которая
называется EyeCandy. Это уже полновесный
сборник серьезных эффектов (общее
количество увеличилось до 21, изменился
интерфейс всего набора). Например, с их
помощью можно легко создать эффект огня
или дыма.

Существует и отдельный набор
эффектов Xenofex - продолжение линии EyeCandy от
той же фирмы AlienSkin. Он включает в себя 16
различных фильтров, среди которых есть
такие оригинальные вещи, как, например, Crump
(эффект смятой бумаги) и Stain
Если очень много работать с Photoshop, то в
конце концов понимаешь, как можно
штатными средствами сделать многие из
эффектов, представленных фирмой AlienSkin:
по-настоящему нового они ничего не несут,
просто сильно упрощают работу дизайнера.
О "настоящих" же эффектах - разговор
ниже.
Итак, особое внимание стоит уделить
такому монстру в создании приложений
для работы с графикой, как Metacreations Kai's
Power Tools (KPT). Начиная с третьей версии, KPT3,
он сразу оттянул симпатии пользователей
на себя. В комплект входит мощное
средство для работы с фракталами в
качестве создания фонов, что позволило
использовать Photoshop для псевдотрехмерных
преобразований (Glass Lense). Такие вещи уже
достаточно трудно, а то и просто
невозможно повторить встроенным
набором эффектов Photoshop.
Впрочем, на KPT3 особо заострять внимание
не стоит, так как после KPT3 вышли еще два,
гораздо более интересных в плане набора
эффектов, пакета: KPT5 и KPT6 (четвертого
в природе не существовало). Они по
функциям друг с другом не перекликаются,
и иметь их у себя желательно оба.
KPT5 сразу выделяется потрясающим по
возможностям эффектом KPT ShapeShifter -
самое мощное из виденных мной средство
для создания выдавленных
псевдотрехмерных объектов. Например,
сделать стеклянные буквы с помощью него
не составляет никакого труда. В нем,
кстати, можно "бампить" (bump) разные
текстуры и запросто получать стекло с
трещинами или мозаику. В общем, настроек,
как всегда, у Кая Краузе столько, что
можно до посинения крутить все, что
угодно.
Из набора KPT5 хочется выделить весьма
качественно сделанный плагин-эффект KPT
RadWarp - для искажения изображения, как
это могло бы происходить в изогнутом
зеркале или каком-либо зеркальном
предмете неплоской формы. В KPT5 по
аналогии с KPT3 есть свой генератор
фрактальных изображений, называется FraxPlorer.
Обычно предустановок, которые есть на
любой вкус, хватает за глаза для
создания чего-то этакого, завернуто-калейдоскопного
("цветы" хорошо получаются), а для
любителей покрутить настройки тут
вообще раздолье. Этот плагин пригодится
для создания красивых заставок или
фонов.
KPT6, как уже указывалось выше - это не
развитие набора KPT5, а совсем другой
пакет плагинов, куда включены уже не
только произведения фирмы Metacreations. Из
новых самыми сильными бесспорно
является KPT Materializer для создания
эффекта изогнутой материи, KPT Projector и KPT
Turbulence.
Впрочем, Materializer не только делает эффект
изогнутой материи - это частный случай. А
общий - это искажение основной картинки
по заданному шаблону из другой картинки.
Можно использовать в качестве шаблона и
оригинальный рисунок, тогда получится
эффект цветной Emboss - "выдавливание",
этакий штамп на пластике или металле (там
переключатель есть). Хотя, конечно,
основную ценность плагин представляет
именно в плане искажений в виде
материала. Реалистичный флаг сделать - no
problem.
Интересным и очень привлекательным для
разработки демонстрационных материалов
является возможность в отдельных (не
всех) модулях создавать анимацию в виде
AVI или последовательностей BMP картинок (например,
для сборки в отдельном редакторе - типа
Adobe Premiere). Конкретно это выглядит очень
просто - пользователь задает первую
картинку, произведя над ней какие-то
действия в фильтре, изменяет ее и тут же
задает последующую. Все, самый простой
ролик из двух опорных кадров готов -
теперь фильтр сам сделает между ними
заданное количество кадров и по
правилам искажений, которые в них
вносились, сделает плавный переход от
одного к другому (это называется коротко
- Tween). Анимация реализована в фильтре
KPT Projector, KPT Goo и KPT Turbulence. Эти
плагины разработаны в основном для
создания видеоэффектов.
Плагин KPT Goo, который изначально являлся
отдельной программой, затем отдельным
плагином и только сейчас вошел в набор
KPT6, делает то же самое, что KPT Gel (позволяет
трансформировать исходное изображение),
только без самой желеобразной
субстанции - только искажения самой
картинки. После очередного искажения
можно занести получившийся кадр в
полоску анимации, несколько таких
последовательно искаженных кадров
можно собрать в занятный мультик.
После этого можно посмотреть мультик и
сохранить его в виде последовательности
картинок или целиком в формате AVI (есть
возможность сразу производить сжатие,
которое поддерживают кодеки,
установленные в системе - например, Microsoft
Video, VDOWave, Intel-video, Microsoft MPEG-4 videocodec и т.д.),
тогда размер ролика получится совсем
небольшим (по видеостандартам).
Разумеется, такое средство можно
применить, например, в качестве этакого
"морфинга": есть два портрета - один
закручиваем, перемешиваем до
неузнаваемости, закручиваем второй,
анимацию обоих сохраняем в виде
последовательностей картинок (BMP), а
затем соединяем в любом подходящем
видеомонтажном редакторе (Adobe Premiere),
только второй рисунок прицепляем с
конца последовательности - получаем
необычный (и плавный) переход из одной
картинки к другой в виде анимационного
ролика.
То же самое можно делать и с эффектом KPT
Projector - псевдотрехмерные
преобразования плоской картинки.
Например, удобно для создания заставок в
виде уходящей в бесконечность плоскости,
составленной из одной оригинальной
картинки. Или изгибать изображение для
последующей замены другим. Ну, тут опять
понадобится монтажная программа для
работы с кадрами.
Интересен эффект KPT Turbulence. Искажения
картинки вносятся только на уровне
искажения всего изображения, не
затрагивая составляющие цвета, т.е. как
если бы поместили картинку под слой
жидкости и начали эту жидкость всячески
перемешивать и болтать, причем
коэффициент преломления в разных частях
можно. Опять-таки присутствует
возможность сохранения всей акции в
формате AVI.
Самое главное неудобство этих эффектов
с возможностью сохранять результат в
формате анимации в том, что действия
можно производить только над одной
картинкой. Было бы куда интереснее
работать с несколькими кадрами, тогда
было бы куда проще внести в снимаемый
вами фильм многие интересные эффекты.