|
|||
|
|||
|
|||
![]() Единственное реальное приложение доступное уже сейчас, в котором задействуется технология Wavetracing это игра Half-Life. Можно ли сравнивать EAX и A3D2.0? В принципе - нет. Так как EAX является одним из расширений DS3D, а значит подмножеством A3D. Пока Aureal не выпустит драйверов с поддержкой EAX, отсутствие этой поддержки можно считать минусом MX300. Зато, если драйверы выйдут, и реализация EAX будет на высоте, MX300 будет вне конкуренции. При этом SB Live! никогда не будет поддерживать A3D 2.0, это невозможно. Правда, анонсированный EAX 2.0 должен обеспечить SB Live! более богатым набором эффектов, но это пока теория. Так что не будем заниматься гаданием. Можно немного поговорить лишь о том, что мы имеем на сегодня. EAX не изменяет динамически акустику, как таковую, кроме ситуаций, когда звук встречает преграду и когда источник звука движется, при этом постоянно меняется соотношение уровня сигнала распространяемого напрямую и реверберации (это соотношение носит общее название wet/dry mix). При этом разработчику доступно в SDK 26 заранее сделанных установок для свойств окружающей среды. Менять эти установки можно ограниченным образом, а именно изменять уровень громкости реверберации, время затухания и задержек звуковых сигналов и изменять свойства материалов окружающих слушателя стен и менять тип окружающей среды (горы, холл, канализация, собор, подводный мир). EAX вычисляет на лету изменения соотношения уровня сигнала прямого распространения к уровню реверберации, при этом, если источник звука приближается то увеличивается уровень сигнала источника звука, а если наоборот, то уменьшается. В результате существенно улучшается чувство удаленности источника звука от слушателя. В тоже время, более утонченное управление акустикой, типа использования различных типов отраженных звуков, при отражении сигналов от различных типов стен или динамическое изменения типов отраженных звуковых волн - невозможно. Дело в том, что для каждого конкретного помещения (это может быть и открытое пространство) все установки и свойства жестко зафиксированы и заранее заданы при программировании, например, уровня игры, и не могут изменяться на лету. Использование Wavetracing кардинально меняет положение вещей. Свойства среды, свойства отраженных или прошедших сквозь препятствия звуков изменяются динамически. Это ключевой момент, показывающий достоинства A3D 2.0. Правда, это также объясняет, почему писать приложения с использованием акустической геометрии сложнее, чем использовать EAX. В любом случае, чтобы оценить, хорошо ли использовать геометрию графической сцены в игре для расчета акустики в этой же сцене, нужно послушать звучание в игре с использованием EAX и A3D 2.0 и сделать для себя собственные выводы. Комплект поставкиРассмотрим внимательно, что идет в комплекте вместе с MX300, и сравним с конкурентом.Разумеется, имеется руководство пользователя, которое выполнено в традиционном стиле. Написано немного обо всем, есть иллюстрации по установки платы и программного обеспечения для нее. Уделено две страницы теории 3D звука и воспроизведению звуковой дорожки DVD. Далее, в коробку с MX300 вложено три CD диска. На одном CD размещены драйверы под Win95/98/NT и дополнительное программное обеспечение, т.н. Extras. В состав Extras входят:
На двух других CD поставляются игры:
Теперь сравним, что предлагается в комплекте с SB Live!
Поясним нашу фразу. Поставка SB Live! содержит программы для работы со звуком, универсальный проигрыватель и демонстрационные ролики возможности интерфейса EAX. Плюс к этому создается целая панель на рабочем столе, из которой осуществляется доступ ко всем настройкам платы и к программам работы со звуком. Скажу честно, демонстрация возможностей EAX производит сильное впечатление. Более того, если не с чем сравнить, любой скажет, что плата SB Live! лучший выбор. Но, мне, например не нравится, когда на десктопе какие-то лишние вещи. Хотя, это дело вкуса. Музыку я не создаю, просто иногда слушаю. Поставка MX300 ориентирована на обычных пользователей, т.е. тех, кто не занимается созданием музыки, но кто любит поиграть или просто послушать музыку. Теперь, как и было обещано, расскажем поподробнее о наиболее понравившихся Extras из поставки с MX300. В поставку входит DVD проигрыватель от Zoran Corp. - SoftDVD2 2.125_1.01A. Как видно по номеру версии, это специальная модификация, причем в стадии доработки. К слову сказать, плейер работает очень хорошо. Видео крутится с высоким качеством, есть гибкие настройки, которые можно сравнить по богатству только с QI Cinemaster. Главное достоинство данного проигрывателя - это поддержка специального режима микширования шестиканального звука AC-3 (Dolby Digital 5.1) до четырех каналов (чему способствует кодек STAC9708T от SigmaTel), специально для воспроизведения через MX300 на четырех колонках. Этот режим называется 3D Sound. Звук превосходный! Действительно многоканальный, при этом центральный канал воспроизводится, посредством микширования, на двух фронтальных колонках. Сабвуфер у меня имеется. В общем, теперь при просмотре DVD на PC можно получать полное удовольствие. К слову, SB Live! может выдавать звук в формате Dolby ProLogic, при этом при прослушивании на четырех колонках результат гораздо слабее, по сравнению с MX300. Во-первых, ProLogic это далеко не AC-3, во-вторых, самое обидное, при диалогах иногда звук просто пропадает. Если у вас только две колонки, то Zoran SoftDVD2 может воспроизводить звук в режиме Stereo, либо в режиме Surround. В последнем случае используются возможности A3D по созданию эффекта окружающего звука. Соответственно, если вы предпочитаете наушники, то для вас подходят режимы Stereo и Surround, хотя и в режиме 3D Sound вполне хороший звук. Кстати, нам обещают, что если мы купим пока еще не существующую плату расширения MX50, мы получим настоящий шестиканальный звук AC-3 (Dolby Digital 5.1), плюс возможность подключения через S/PDIF внешнего декодера с усилителем. Ждем с нетерпением. Одна ложка дегтя, но очень маленькая - возможности по воспроизведению AC-3 звука через MX300 доступны только при программном декодировании DVD. Т.е. если у вас есть аппаратный декодер (например, что-нибудь от SigmaDesigns), то у вас ничего не выйдет. С другой стороны, плейер от Zoran теоретически требует хотя бы PII333, но, думаю, они закладываются. Если у вас уже есть DVD-ROM, но вы не решились потратить $20 на диск, то, потратившись на MX300, вы его получите в комплекте, фактически в нагрузку. Для демонстрации возможностей DVD этого вполне достаточно. Если DVD-ROM'а у вас нет, то не отчаивайтесь. Проигрыватель от Zoran позволяет смотреть не только видео с дисков, но и записанных в виде VOB файлов. Правда, их еще надо будет где-то записать. Правда, стоит заметить, что DVD это все же пока экзотика для большинства пользователей, хотя не исключаю, что наличие халявного DVD-диска может подтолкнуть некоторых на трату $100 для покупки DVD-ROM. Впрочем, это тема другого обзора. Теперь перейдем ко второму приложению, оставившему хорошие впечатления. Программа MusicMatch JukeBox от Brava Software позволяет вам проигрывать файлы в формате MP3, при этом поддерживается CDDB, т.е. программа может лезть в Интернет и считывать информацию о группе, название песни и т.д. Ну, проигрывателями MP3 никого не удивишь, тем более, что состязаться с WinAmp просто самоубийство. А если еще сказать, что в качестве кодера используется продукт от Xing, у некоторых передовых пользователей может испортиться настроение и обостриться гастрит :). Верно, но вот вопрос, а сами вы MP3 умеете записывать? Точнее так, записываете ли вы mp3 сами? Я, например, технологию представляю, но никогда этим не занимался, так имею массу друзей, которые поставили цель собрать полную коллекцию мировой музыки в формате mp3. Поэтому, когда мне что-то нужно, я просто переписываю уже готовое. Зачем лишняя возня. Так вот, MusicMatch позволяет записывать с CD в формат mp3, причем делается это настолько просто и быстро, что я был удивлен и сделал первые собственные записи. Кстати, мои друзья долго не верили, что процесс кодирования происходит в режиме реального времени и быстро. Фактически, вам надо только зайти в раздел Recorder, вставить CD диск, выбрать трек или несколько и нажать кнопку запись. Все. Прямо на ваших глазах пробегают цифры в процентах и за пару минут четырехминутная композиция с потоком 128 Кбит готова. Причем все параметры настраиваемы, но это для продвинутых пользователей, мне же понравилось именно то, что вообще ни о чем не надо задумываться, я кликнул мышкой и сделал запись. Правда Diamond поскупился и записать вы можете только пять песен, после чего нужна регистрация. Где ее взять все знают. :) Кстати, в свое время была сказана туманная фраза насчет аппаратной поддержки Vortex2 формата MP3, так вот это всего лишь фраза. Вы можете загрузить себе MusicMatch из сети, на условиях shareware, причем более новую версию, потом найти залом и переписать все свои CD и и диски друзей в формате MP3 на свой жесткий диск, да и на винчестеры знакомых. Причем одним нажатием мышки, надо только диски менять. Между прочим, MusicMatch понимает несколько CD/DVD-ROM'ов, установленных в одной машине, и обычные CD-changers. Так что процесс можно ускорить. Наслаждайтесь. :) И на сладкое, расскажем о комплекте демонстрационных программ, идущих с MX300. Понятно, что эти приложения сделаны для демонстрации возможностей MX300. Справляются они со своей задачей на оценку отлично. К слову, демонстрационные программы от SB Live! со своей задачей тоже справляются на оценку отлично. Итак, что же для нас приготовили. Три из представленных демонстраций "старые", те же, что шли в комплекте с платами на Vortex. Программы представляют собой имитацию виртуального мира, в котором движутся пчелы, вертолет или машины и издают соответствующие звуки. Вы можете перемещаться в этих мирах и слушать, как меняется слышимый звук. Впечатления хорошие. Немного смущает упрощенная графика, но, с другой стороны, демонстрируются возможности звуковой платы, а не видео ускорителя. Отдельного упоминания заслуживает новая демо программа A3D Room, которая сделана для демонстрации преимуществ интерфейса A3D 2.0. Вот скриншот:
![]() Как нетрудно заметить, это уже действительно виртуальный мир, в котором много помещений (больших и маленьких), много дверей, движущихся и неподвижных источников разнообразных звуков (музыка, речь, шумы). Двигая по этому миру, вы слышите, как меняются звуки, отражаясь от препятствий и проходя сквозь них. Для сравнения, вы можете переключиться в режим обычного стерео. Да, эта демонстрация потрясает. Вы понимаете, что деньги потрачены не зря. Если во всех играх будет реализован 3D звук такого уровня, угроза поглощения виртуальной реальностью не будет казаться просто бредом. Становится понятно, почему NASA и Disney вкладывают деньги в исследования Aureal. Поэтому появляется оптимистичная надежда, почти уверенность, что денег на улучшение драйверов и маркетинг хватит. А значит реальных приложений, прежде всего игр, использующих фантастические возможности Vortex2, будет появляться все больше и больше. Драйверы, утилиты и управлениеИтак, установив плату в машину, начнем инсталляцию программного обеспечения и драйверов.Здесь я сделаю небольшое отступление. На мой взгляд, то, насколько легко и просто устанавливаются драйвера для любого нового устройства, говорит о том, насколько хорошо производитель относится к пользователю. Так вот, долгое время у меня в машине стояла плата Diamond Sonic Impact S90, это та, что на Vortex (AU8820), т.е. предшественнике Vortex2. С этой платой фактически не было никаких проблем. Все драйвера (от Diamond и референс) устанавливались сразу и без проблем. Неслучайно, платы на Vortex носят почетное звание "лучшая звуковая плата из класса недорогих". Дело в том, что эти платы стоят от $22 и при этом относятся к современному поколению, обеспечивая отличный звук в играх. Стоит пояснить, что к современным платам для игр я отношу лишь те, что имеют следующие чипы: Aureal Vortex, VLSI ThunderBird, Creative/E-Mu Emu10k1 и Aureal Vortex2. Есть еще Yamaha YMF724, использующая разработки Sensaura, но при текущем состоянии дел с драйверами, вспоминать о ней пока не хочется. Фактически, это основные чипсеты, каждый из которых поддерживает DS3D и специализированные интерфейсы, такие как A3D, Q3D, EAX, IAS и т.д. Причем, в принципе, любой из чипсетов может работать с любым интерфейсом, при наличии соответствующих драйверов. Но есть и специфичные технологии, реализация которых требует поддержки на аппаратном уровне. Пока единственной такой технологией является Wavetracing от Aureal. Так вот, инсталляция драйверов для плат на Vortex не вызывает трудностей. По крайней мере, я с проблемами не сталкивался ни под Win98, ни под NT. В моем случае проблемой является только неторопливость Diamond по выпуску новых драйверов, с другой стороны погоня за самыми свежими драйверами - дело вкуса. На мой взгляд, если установка новых драйверов не меняет звучания в играх, то толку нет. Другое дело, если в новом драйвере решена какая-то проблема, касающаяся лично вас, тогда - конечно. Перед написанием обзора я взял еще и плату SB Live!, чтобы сравнить с сильнейшим конкурентом в своей ценовой нише. Платы на чипсете от VLSI пока у нас в стране недоступны, но мы планируем написать обзор и по ним. Тем более что технология Q3D от QSound вызывает большой интерес. Так вот, что касается инсталляции драйверов, ранее, до S90 я всегда использовал продукцию Creative, так как знал, что проблем с совместимостью и установкой софта у меня никогда не будет. В случае с SB Live! меня постигло большое разочарование. Возможно, виноваты мои руки, хотя в этом как раз я сомневаюсь больше всего, вероятнее всего виновата конкретная конфигурация машины, а именно недавно установленная плата Vengeance. В общем, после установки в машину SB Live! и попытки поставить драйвера, машина либо зависала, либо выдавалось сообщение, что моя видеокарта не может функционировать нормально из-за конфликта адресов с новым устройством ввода/вывода. Помянув плохим словом программистов этих уважаемых компаний, за полчаса с отверткой и пивом проблему удалось решить. Правда, достаточно грубым методом, зато сработало безотказно. Убив драйвера от Metabyte и установив стандартный VGA адаптер, я установил драйвера для SB Live!, а потом поставил драйвера для Vengeance. Все, проблем как не бывало. Но неприятный осадок остался. Тем более, что проводя тестирование и сравнение этих плат, все время приходилось себя спрашивать - объективно ли ты судишь? Так вот, такие мелочи, с которыми большинство, наверное, никогда и не столкнется, добавляют маленький минус SB Live!. Да-да, именно минус, потому, что установка в ту же машину MX300 не вызвало ровным счетом никаких проблем. Можно дать одну рекомендацию, перед установкой новой звуковой карты (любой) не поленитесь убить все, что относится к старой. Вплоть до чистки системного реестра. В идеале, конечно же, ставить новое оборудование на чистый Windows. Итак, как я уже упоминал, инсталляция драйверов и дополнительного программного обеспечения для MX300 прошло гладко и быстро, более того, от меня даже не потребовали перезагрузиться, а просто под аплодисменты продемонстрировали небольшой видео ролик. Эквалайзер, да-да, тот самый 10 полосный эквалайзер, о котором столько говорили. Да, он есть и он работает.
![]() Эквалайзер работает в режиме реального времени. Его можно отключить - Bypass, либо использовать заранее сделанные настройки (Rock, Class, Pop, Jazz), либо сделать собственные настройки и запомнить их. Вообще - это вещь, захотел добавил басов, захотел поднял высокие. Блеск. Причем неважно, что слушать, CD, MIDI или WAV, до всего могут дотянуться руки EQ. Индикатор загрузки процессора, читай Vortex2. Работает в режиме реального времени. Кроме загруженности, как таковой (представляемой в графическом виде отдельно для обоих пар выходных каналов), показывается сколько потоков задействовано. Кстати, для примера, я запустил заставку Unreal и посмотрел на загрузку Vortex2 и количество задействованных потоков. Так вот, число 2D потоков менялось от 3 до 7, а число 3D потоков изменялось от 1 до 5. Решив посмотреть на то, как можно загрузить Vortex2, я открыл пару avi-файлов, три mp-3 файла, Quake2 и Unreal, пару wav-файлов и midi. В общем, больше чем на 25-30 процентов загрузить не удалось. Так что в заявления Aureal, что к концу 99 года возможности Vortex2 будут задействованы лишь на половину - похожи на правду.
![]() В этом же разделе можно регулировать громкость, особенно это актуально при использовании наушников. И записывать звук, с возможностью применения эффектов типа эха и реверса. Платой MX300 поддерживается 320 голосовая полифония. Да, если бы демо программа от SB Live! для демонстрации использования 256 голосов работала с MX300, чего, к сожалению, нет (и это умно со стороны Creative, так как эта демонстрация на SB Live! производит сильное впечатление). Hо пробовать возможности MX300 в этой области очень просто. Запускаем на проигрывание MIDI файл, открываем это меню и начинаем баловаться. Меняем количество голосов (64, 128 или 320), включаем эффекты. Все это работает в режиме реального времени. Впечатляет. Конечно без красивой графики и специального MIDI файла, но достойный ответ SB Live!. Кстати, можно еще параллельно и EQ задействовать.
![]() MX300 автоматически определяет какие выходы задействованы, правда не определяет, что подключено: колонки или наушники. Напомним, что наушники подключаются ко второму выходу, вместо задней пары колонок.
![]() Не забудьте при прослушивании звука с DVD и наличии четырех колонок переключиться в режим Quad. Помогает :) Для приложений, которые не поддерживают 3D звук и для прослушивания, например, музыки с CD, рекомендуется включить режим Stereo x2, конечно, если у вас четыре колонки. В любом случае, стоит поэкспериментировать и самостоятельно сделать выбор. В режиме Stereo x2 на задних колонках просто дублируется звук, воспроизводимый на передних колонках. Фактически у вас получается две колонки для левого стерео канала и две для правого. Если вы используете наушники, не забудьте переключиться в режим Headphones, так как при этом подключается соответствующий алгоритм обработки звука. При этом для режимов двух и четырех колонок используются свои алгоритмы. И последний раздел конфигурационной утилиты - раздел установок, в котором можно отключить аппаратное ускорение звука и указать, будет ли показываться свернутый значок утилиты управления платой в трее.
![]() ТестированиеСистема для тестирования:
Звук на двух колонкахВ этом варианте лучшее звучание обеспечила карта MX300, правда справедливости ради стоит отметить, что разница ощущается только на A3D играх. При этом в DS3D все три карты демонстрируют равное звучание. Никаких плюсов в EAX играх у SB Live! я не заметил. Вообще, стоит заметить, что обеспечить 3D звук на двух колонках сложно, я бы сказал, что звук вас не окружает, а смещается вперед. При этом, если вы используете сабвуфер, т.е. низкочастотный динамик, он обеспечит вам сочность и насыщенность звука, а трехмерность звука заключается, фактически, в более четком разделении каналов и позиционировании источников звука. В этом смысле показательным примером может служить Quake2. Если поставить патч IAS от EAR, то вы получите более объемное звучание и более четкое разделение каналов, но не настолько, чтобы заявить о 3D звуке.Звук через наушникиТут абсолютным лидером является MX300. Да, как Aureal и обещала, алгоритмы HRTF были улучшены и звучание в наушниках поистине трехмерное и с четким позиционированием источников звука. Разумеется, речь идет о 3D играх. При этом, главное, что порадовало, так это что звук действительно окружает вас, а не находится в голове. Этот бой SB Live! Проиграл вчистую. При прослушивании DVD и другой музыки разницы между конкурентами нет. Для теста мы использовали вполне приличные головные телефоны Sennheiser HD475. Никаких шумов у испытуемых карт замечено не было. В общем, если вы любите использовать наушники, то MX300 именно для вас.Звук на четырех колонкахЛидером является MX300. Это касается игр и проигрывания DVD. MX300 может воспроизводить звук через четыре колонки как x2 stereo, левые колонки воспроизводят левый канал, а правые правый, либо, звук воспроизводится через четыре колонки, при этом на задних идет панорамирование, а на передних HRTF. Результат впечатляет и завораживает. Особенно понравилось воспроизведение звука, источники которого расположены в вертикальной плоскости, у всех других существующих продуктов это слабое место. У SB Live! на всех четырех колонках панорамирование, это минус в играх, что подтвердили тесты на субъективное восприятие от ZD. Дело в том, что главная слабость панорамирование - это невозможность воспроизведения звука, источник которого перемещается в вертикальной плоскости. Решение Aureal справляется с этой проблемой лучше, хотя и не идеально. Вообще, стоит дать некоторые пояснения. Все сильные стороны обоих конкурентов проявляются при использовании специальных интерфейсов: EAX в случае с SB Live! и A3D 2.0 в случае с MX300. Так вот, сильная сторона EAX - это реверберации. Результатом является создание потрясающей звуковой атмосферы в играх. Однако, сильная сторона A3D 2.0 это окклюзии и отраженные звуки в реальном времени. Результатом является создания ощущения, что вы находитесь не в игре, а в реально существующем мире, где распространение звука происходит как в жизни. Если к этому прибавить возможность MX300 позиционировать источники звука в вертикальной плоскости (не идеально, но лучше все равно никто не умеет), то вы получаете звуковую плату - мечту любого геймера.В процессе тестирования использовались тестовые программы:
Тестовая программа AudioWinBench от ZD. Версия 1.0а. Тестовый пакет включает в себя тестирование на работоспособность под API DS и DS3D, а также тесты на субъективную оценку качества звучания. Последние достаточно интересны, но заметим, что все слышат по-разному и степень восприятия 3D звука у каждого своя. Страница 1 | Страница 2 | Страница 3 Источник: http://www.gotn.narod.ru/ - Игры на Народе. Все о играх, про игры и для игр !!!
|
|||
|
|||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | |||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |