|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеокарта или процессор? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Андрей Забелин
“Эгегей! Ломись! Покупай!”, - часто орет внутренний голос человеку, у которого случайно появилась пара сотен долларов на апгрейд компьютера. И вот мчишься на рынок или в компьютерную фирму, по пути спешно решая, что купить – новый процессор или видеокарту. А на сдачу – навороченную мышь или клавиатуру. Скачешь, как горный козел, по прайс-листам, а сознание постепенно затмевается все больше и больше... В общем, иногда случается беда. Приходишь домой, вытряхиваешь из сумки девять ковриков для мыши, четыре картриджа и полкилометра сетевого кабеля. Ни хрена себе, думаешь, вот и купил себе процессор! Но это даже совсем не клиника, так как однажды мой друг, любитель живой биомассы (протоплазма! люблю живую протоплазму! – прим. Роберта Шекли), поехал покупать себе новый монитор. Все ожидали, что на сдачу он притащит пачку рыбок, корма и, может быть, двух-трех крыс. Но реальность превзошла все наши ожидания. Он привез как вы думаете что? Толстую, жирную, лоснящуюся черепаху. То, что здесь рылась какая-то собака, было понятно сразу по его затуманенным глазам, но сделать уже ничего было нельзя, так как в то время, когда его приводили в чувство, черепаха залезла под ванную и вылезать оттуда совершенно не собиралась. Надо ли говорить, что когда человек пришел в себя, его сердце так и не наполнилось любовью к новому постояльцу. Он смотрел на нее, как на новый монитор, постоянно протирал ее тряпочкой, смоченной спиртом, а иногда даже пытался покрутить ей настройки в области головы, в надежде, что его волшебные пассы превратят черепаху в монитор. Дальнейшие отношения с черепахой так и не сложились и были окончательно испорчены, когда он случайно (а может быть, специально) поставил на нее новый, только что купленный холодильник. К чему же мы подошли? К тому, что животных обижать не надо – это раз, во-вторых, покупать с бухты-барахты их тоже не стоит (особенно на сдачу), а, в-третьих, надо точно знать, что же тебе нужно в том месте, куда ты идешь, то есть в компьютерном магазине. Вот последним пунктом мы и займемся. Чтобы собрать себе сбалансированную машину, нужно хотя бы немного представлять себе, что ты на ней собираешься делать. Так как большинство видеокарт уже способны удовлетворить наши двухмерные нужды (а точнее, малую и большую двухмерную нужду), основной упор делается на 3D-часть ускорителей. Само собой разумеется, ускоритель надо чем-то нагружать, причем желательно на “полную катушку”, то есть образуется тандем “процессор-видеокарта”, где процессор выступает в роли грузчика. Многие сайты и журналы нас радуют великолепными показателями протестированных видеокарт, но! Посмотрите внимательно на их тестовые конфигурации. Процессор в 1 ГГц, 256 Мб памяти RDRAM, диск размером в пол-слона и монитор такой, что на годовой доход Зимбабве не купишь. Ну а нам, владельцам мелкозернистых отпрысков детищ процессорной индустрии, что, спрашивается, делать? Ведь иногда и простым смертным тоже хочется какую-нибудь модную “финтифлю” купить, а как она поведет себя, заранее неизвестно. Так что же кому лучше купить? Если вы вообще машину с доисторических времен не апгрейдили, то за небольшую сумму вам наверняка предложит свой Celeron 300A сосед или знакомый. А разогнать его часто можно до заветных 450 МГц, а то и выше. Видеокарту тоже хочется хорошую. И быструю. Хотя бы, как TNT2. А может случиться, что вдруг денег подвалило, и думаешь – новый процессор или быструю видеокарту? Давайте возьмем процессоры за рога, а ускорители - за их 3D-части и начнем тестировать. Посмотрим сначала, как себя покажет TNT2 на Celeron 300A.
Вот такой вот ужас. В Quake III видеокарта показывала практически одинаковые результаты. Значит это то, что она совсем расслаблена, пока процессор напрягается и считает. Единственное место, где уже начал притормаживать акселератор – разрешение 1024 х 768 с 32-битным цветом. Но, согласитесь, даже в низком разрешении хорошо поиграть при таком среднем FPS не получится. С MDK дело обстоит несколько иначе. Вероятно, оптимизация этой игры под 32-битный цвет на TNT2 совсем не безупречна, так как при смене режимов карта стабильно теряет по 9-10 FPS. Высокое разрешение уже стало совсем непосильно для видеокарты и процессора, поэтому в последней колонке грустно тусуется число 14. Именно столько кадров в секунду осилил тандем “Celeron 300А+TNT2” на разрешении 1024 х 768 в 32-битном цвете. Что ж, в общем, довольно печальная ситуация – видеокарта рвется в бой, а ее за рясу тянет обратно процессор. Теперь разгон. Частота в 450 МГц должна прилично прибавить производительности, думали мы. Итак, результаты.
Уже лучше. Не намного, но разница чувствуется. Но все равно на низких разрешениях плата не показывает всей своей мощи. И это хорошо видно как в Quake, так и в MDK. Если сравнивать с результатами предыдущего теста, то видно, что MDK на высоком разрешении больше загружает процессор – увеличение производительности в режиме 1024 x 768 @ 32, благодаря более быстрому процессору, составило 1,2 FPS для Quake III и 3 FPS для MDK II. Единственным неясным фактом остается резкое падение производительности в тех же режимах при переходе в 32-битный цвет у MDK II, но скорее всего это проблемы движка игры. Что можно сказать про этот тандем? Если играть при 47 FPS кому-то вполне комфортно, то это оправдывает себя. Однако, подумайте, может быть, лучше взять более слабую видеокарту на чипсете TNT2? Например, M64, о которой мы писали в предыдущем номере? Тогда падение в высоких разрешениях будет еще больше, но в режиме 800 х 600 @ 16 вы будете чувствовать себя вполне прилично. А теперь, чтобы всем стало страшно, для сравнения возьмем Pentium III 700 МГц. И поставим на тестовую машину с этим камнем ту самую TNT2. Результаты:
Очень неплохие результаты на низких разрешениях и медленный сход “на нет” (как в парикмахерской) на высоких. Начнем с MDK. Из-за высокой нагрузки на процессор здесь однозначно вырвался вперед Pentium III. Все те же тормоза при переходе в 32-битный цвет, как и в высоких разрешениях - стабильный откат на 10-11 FPS при каждой смене режима. Интересно, какой нужно поставить процессор, чтобы в этой игре задохнулась TNT2? С Quake III все намного лучше и проще. При 72 FPS играть уже можно очень даже прилично. С таким быстрым процессором карта начала кашлять даже на разрешении 800 x 600 в 32-битном цвете (резкое падение производительности при переходе на 32-битный цвет), однако результат в 45 FPS тоже устроит многих. Только тут есть небольшая загвоздка. Celeron 450 при том же разрешении показал 41,8 FPS - то есть скорость упала недост
Пока не заостряйте внимание на значениях в скобках. Тем временем результаты явно обвиняют процессор. Посмотрите, Celeron 450 с TNT2 обогнал GeForce2 GTS c Celeron 300A. Понятно, что шашечек GeForce2 у TNT2 мы так и не увидим, но игроку предпочтительнее более высокий FPS, нежели сглаженный огрызок текстуры. Но теперь системе Celeron 300A + GeForce2 абсолютно по барабану увеличение разрешения. Даже на разрешении 1280 х 1024 @ 32 нами лично записанная демка в Quake III гоняла с 42 FPS. Скучно видеокарте было, очень скучно. Теперь посмотрим на MDK. Эта игра славится тем, что в нее встроен весьма недурной бенчмарк, а также тем, что она умеет использовать геометрический процессор видеокарты. Значения в скобках показывают режим, в котором эта опция была включена. Помните рекламу GeForce256, которая нам всем внушила, что теперь не нужен быстрый процессор? Как бы помягче выразиться... Фигушки! Да, разница есть, но не настолько внушительная, чтобы молиться на T&L. В высоких разрешениях ее практически не видно, а в низких – максимум 10-20% прироста производительности. В отличие от TNT2, теперь падение производительности при переходе в более высокие разрешения не сопровождается резкими скачками, но говорит лишь о том, что движок MDK заточен под новые акселераторы от NVIDIA. Хорошо, с тандемом “Celeron+GeForce2” все понятно – это удел очень узкого круга людей – обыкновенным игрокам он (вернее, его стоимость) вряд ли понравится. Теперь разгоним процессор до 450 МГц и…
Немного порадуемся. Celeron 450 с GeForce2 GTS обошел Pentium III с TNT2. Небольшое отставание в Quake III на низких разрешениях полностью компенсируется отрывом в высоких. Еще бы, на GeForce2 стоит бешеная память DDR, да еще и работающая на высокой частоте. Отличные показатели - вплоть до 1280 х 1024 @ 32, где система смогла выжать все 59 FPS. Карта на TNT2, как вы помните, стала нетрудоспособной уже в режиме 1024 х 768 @ 32. И с MDK дело обстоит очень неплохо. Увеличение частоты процессора на 50% практически на столько же увеличило количество кадров в секунду во всех режимах. Использование T&L движком тоже влияло на производительность, но на высоких разрешениях его мощь уже не играла особой роли. Конечно, низкие разрешения и слабый процессор не смогли нагрузить карту до отвала, но полученные результаты легко удовлетворят большинство игроков. Итак,
Круто, но видно, что может быть и лучше. Даже процессор на 700 МГц не способен полностью загрузить GeForce2 GTS на низких разрешениях. Интересно, что геометрический процессор видеокарты неплохо показывает себя только на низких разрешениях, а в высоких, при глубине цвета в 32-бита, разница между скоростью обработки процессором и блоком T&L практически отсутствует. А почему? Да все из-за того, что T&L тоже использует в работе память видеокарты, то есть получается следующая ситуация: T&L берет на себя часть работы по расчету геометрии, освобождая тем самым процессор, но больше грузит видеокарту - точнее, ее память. В итоге времени для расчетов процессору требуется меньше, но акселератор уже начинает испытывать нехватку пропускной способности памяти. На низких разрешениях ее скорости пока хватает, поэтому виден некоторый прирост производительности, а на высоких – нет. Иными словами, использование блока T&L на высоких разрешениях с медленными процессорами имеет массу нюансов, которые мы рассмотрим в другой статье, посвященной T&L, а пока попробуем сделать выводы изо всего вышеизложенного. Итого Понятно, что если вы можете купить и новую видеокарту, и процессор, то лучше всего сделать именно так. Другое дело, когда вы хотите прикупить только видеокарту, так как ждете более производительных систем на базе DDR-памяти. При условии, что вам для комфортной игры достаточно 37-45 FPS, и вы играете, наслаждаясь качеством графики на средних разрешениях, то лучше будет взять новую видеокарту - естественно, если у вас процессор хотя бы средней мощности. Владельцам слабых процессоров лучше всего прикупить более быстрый "камень" или хотя бы хорошенько разогнать старый. Ставить видеокарты класса high-end на медленные процессоры (ниже 400 МГц) смысла не имеет, а вот быстрые процессоры с акселераторами среднего класса подойдут игрокам, которые ценят высокие FPS даже на низких разрешениях. Источник: http://upgrade.computery.ru/
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |