- Максим Капинус
-
Чаще всего потребности
рядового юзера не оправдывают
использования столь мощных
продуктов для 3D графики. Может, и
интересно рисовать трехмерные буквы
для собственого веб-сайта в Maya, но это
уже отдает пижонством. Для таких
целей существует свой сектор ПО. И
одно подобное творение
программистской мысли попало мне в
руки.
Очень нужное
предисловие
Что ни говори, а народ у
нас любопытный и всесторонне
компьютерно развитый. Мы и музыку можем
написать, и картинку нарисовать, и
попрограммировать. Причем только на
новом и модном софте. Если PhotoShop, то
шестой. У Вас пятый? Боже, извините, я не
знал, сочувствую. Если 3DMax, то третий.
Никак иначе. Не важно, что Вам хватит
возможностей второго. Если есть третий
у товарища, значит должен быть и у меня.
Бывает, не успеешь освоить одну версию,
как выходит новая.
Зачастую мнение о
программе и перспективы дальнейшего ее
использования складываются в первые
минуты работы с ней. Встречаем по одежке
и провожаем по одежке. Да собственно,
какая цена, такое и отношение. Не умеем
мы ценить то, что имеем. Выкладывали бы
зеленые - научились бы присматриваться к
любой софтинке и выжимать из нее все
соки. Взять, к примеру, трехмерную
графику. Каждый ребенок знает про 3DMax и
практически все будут делать нужную им 3D
графику именно в 3DMax'е. Есть, конечно, те,
кто предпочитает Lightwave, Truespace и т.п.,
но эти программы, в принципе, одного поля
ягоды. Чаще всего потребности рядового
юзера не оправдывают использования
столь мощных продуктов для 3D графики.
Может, и интересно рисовать трехмерные
буквы для собственого веб-сайта в Maya,
но это уже отдает пижонством. Для таких
целей существует свой сектор ПО. И одно
подобное творение программистской
мысли попало мне в руки.
Разглядываем...
И
попало очень даже давно (популярность
этого продукта на сегодняшний день
нисколько не упала). Называется это
творение Rhinoceros. Сокращенно (или
ласково?) Rhino. Затесался этот удалец на
диск с 3DMax' ом (сам грешил...),
приобретенным в незапамятные времена. И
привлек он меня своими размерами.
После установки на диск папка Rhino
занимала... 9 Мб. Согласитесь, такой
размер навевает сомнения по поводу
возможностей данного продукта. Но эти
сомнения испарились после того, как я
познакомился с данным творением поближе.
Во-первых, в Rhino большой набор
возможностей, присущих маститым
продуктам. А во-вторых, Rhino использует
эти возможности значительно быстрее
своих старших собратьев. В-третьих,
удобный и привычный интерфейс с
возможностью изменения под конкретного
пользователя. Выглядел Rhino стандартно
для такого рода программ. Три рабочих
окна для отображений проекций и
перспективы. К тому же панели с кнопками
свободно настраиваются. Вы вольны сами
выбирать местонахождение как самой
панели, так и отдельных кнопок. С помощью
Shift и Ctrl можно передвинуть,
переименовать и даже перерисовать
картинку на кнопке. Кроме этого, в Rhino
такая же панель для команд, как в Acad'е,
так что, зная команды, можно рисовать
свои кнопки и панели инструментов (я,
например, нарисовал что-то вроде
калькулятора, чтобы не набирать цифры на
клавиатуре :-)). Что меня тогда привлекло -
так это непритязательность (в смысле
конфигурации компьютера). Тогда я его
запускал на 486. Не скажу, что все летало,
но работал я нормально. Правда, своих
текстур в Rhino не было, да и анимация
отсутствовала (а что хотеть от 9 Мб). Но я
не расстроился - благо, анимацией я не
"страдаю", а текстуры рисовал сам
или готовую 3D модель экспортировал в
формат 3DS. А в 3DMax'е уже разукрашивал и
рендерил.
Так вот, недавно я узнал, что уже
существует версия Rhino 1.1 (скоро
выйдет 2.0 Beta, я пользовался первой бетой).
Естественно, захотелось узнать, на что
способна данная версия. А способна она
на многое.
Вы можете создавать, редактировать,
анализировать NURBS-обьекты, кривые,
поверхности и твердые тела по всем трем
осям . Вам предоставляются инструменты,
которые Вы можете найти только в
программах с ценой в 20, а то и 50 раз
больше (по заявлению разработчиков).
Любой 3D объект: от болта до самолета (точность
Вам гарантируется). Кроме того, Rhino
поддерживает большинство популярных
форматов векторной и растровой графики.
Новая версия также не требовательна к
конфигурации и легка в освоении, как и
предыдущая.
Удивляемся...
Действительно, набор возможностей Rhino
впечатляет: можно просто создавать
кривые (точка, линия, полилиния, круг,
эллипс, прямоугольник, спираль, TrueType
текст и т.д.), а можно - из других
объектов (добавить, обрезать,
закруглить, оффсет, пересечение двух
профилей, контур, силуэт и куча других
модификаторов для кривых). Есть
возможность изменения кривой после ее
создания (добавление, удаление,
редактирование узловых точек,
сглаживание, изменение угла поворота и т.д.).
Создавать поверхности из кривых
тоже можно кучей способов: из 3 и 4 точек,
с замкнутых кривых, выдавливание по пути,
вращение по оси и многое другое).
Большие возможности по работе с
твердыми телами. Присутствует создание
текста. Ну и, конечно, стандартные
булевские операции над телами (добавить,
вычесть, пересечение). Для любителей CAD/CAM
наверняка будет интересно узнать, что в
новой версии доступно создание стрелок,
выставление всевозможных размеров,
создание текстовых блоков с пояснениями.
Присутствует даже штука, называемая Analysis.
Там находятся всяческие математические
команды для вычисления различных
параметров (типа поверхности кривизны,
максимальный и минимальный радиусы
кривизны, даже что-то, связанное с этим
страшным Гауссом, тоже есть :-)).
Рендеринг (с превью и всем таким
прочим) теперь возможен с помощью OpenGL, а
поддерживаемых форматов вообще пруд
пруди. Тут и DWG с DXF, и всякие SAT, LWO, STL, POV, и
всем знакомые 3DS, TGA, JPG, BMP, AI, и даже VRML. А
по части интерфейса добавилась
многоразовое Undo :-).
Единственное, чего нет в Rhino, так это
анимации. Но мы ведь с Вами не Спилберги,
нам и так сойдет. Только найти Rhino будет
немного трудновато. По-видимому, он у
пиратов не в моде :-). Но если активно
интересоваться, то непременно отыщется.
Не думайте, что это такая уж неизвестная
программа: недавно узнал, что она
популярна у авиамоделистов (они в Rhino
делают развертки самолетов из 3D моделей).
Так что дерзайте. Как говорится - Think
Different.
Источник: http://www.mycomp.com.ua/
|