Все площе,
все площе и
площе...
На
рабочем
месте
верстальщика
или
дизайнера
всегда
почетное
место
занимает
монитор. И не
только
потому, что он
больше
других
устройств. На
две трети, как
минимум, от
монитора
зависит и
производительность
верстки, и ее
качество.
Разумеется,
монитор в
силу
предъявляемых
к нему
высоких
требований
был, есть и в
ближайшем
обозримом
будущем
останется
весьма
дорогой
компонентой
настольной
издательской
системы. И
пытаться
сэкономить
на нем деньги
- полное
невежество.
Все время
наиболее
пригодными
для
выполнения
самых
ответственных
и точных
графических
работ, к
каковым
подготовка
иллюстраций
и верстка,
несомненно,
относятся,
считались
мониторы,
оснащенные
электронно-лучевой
трубкой (ЭЛТ)
Trinitron,
разработанной
Sony. (Аналогичные
ЭЛТ
производит
еще и
компания Mitsubishi.)
В основе
конструкции
этих ЭЛТ
лежит
прецизионная
апертурная
решетка,
образованная
натянутыми
вертикально
тончайшими
металлическими
нитями.
Горизонтальных
перемычек
такая маска
не имеет (одна
или две
демпферные
нити, едва
заметные на
экране, не в
счет - они
служат для
предотвращения
дрожания
основных
нитей маски).
Апертурная
маска Trinitron
благодаря
очень малой
толщине
нитей
характеризуется
высокой
разрешающей
способностью
- порядка 100 ppi,
яркостью,
контрастностью.
Она
предоставляет
расширенные
возможности
регулировки
цветовой
температуры
и
насыщенности
цвета.
Дисплей с
такой ЭЛТ
можно
откалибровать
точнее, чем с
теневой
трубкой,
применяемой
в массовых
моделях.
Собственно,
все
настоящие
профессиональные
мониторы уже
многие годы
оснащаются
исключительно
апертурными
ЭЛТ.
Кроме того,
мониторы с
апертурной
ЭЛТ
выигрывали
от не
искривленного
по вертикали
экрана. Это
давало
преимущество
и по
геометрическим
искажениям (фактическим
и мнимым), и по
уровню
бликов и
отражений. В
последнее
время
появляется
все больше
моделей,
оснащенных
новейшей
разработкой
Sony - трубкой Flat Trinitron с
абсолютно
плоским
экраном.
Модели с Flat Trinitron
Меня всегда
угнетало
необъяснимое
отсутствие
на нашем
рынке
мониторов
одного из
самых
известных
европейских
производителей
- компании Nokia.
Черт-те знает
из какого
Тайваня до
нас мониторы
доезжают, а из
Европы - нет.
Это
форменное
безобразие,
тем более что
в соседней
Москве эта
марка очень
хорошо
раскручена, у
Nokia в России
масса
дилеров и
дистрибуторов,
ее новинки
там
появляются
даже раньше,
чем их
представляют
в Америке (где,
кстати,
мониторы Nokia
уже давно
завоевали
признание у
профессионалов
и продаются
на ура). А
посему
сегодня о
мониторах Nokia
из самого
свежего
модельного
ряда,
представленного
этой осенью, и
поговорим.
Фирма эта
предлагает
профессиональные
мониторы с
ЭЛТ под
названием FlatAG,
за которым
скрывается
трубка Sony Flat Trinitron.
Впрочем, Nokia и не
делает тайны
из того, у
кого она
покупает
кинескопы.
Модельный
ряд включает
дисплеи с
диагональю 17 (MultiGraph
447PRO), 19 (MultiGraph 446PRO) и 21 дюйм (MultiGraph
445PRO). Во всех
нашли
отражение
последние
тенденции
прогресса.
Nokia MultiGraph 446PRO
Для более
тесного
знакомства
возьмем,
пожалуй, 19-дюймовую
модель, так
как этот
класс
мониторов и
сам совсем
недавно стал
набирать
силу. Успеху
профессиональных
19-дюймовых
мониторов
способствует
то, что по
возможностям
и
характеристикам
они
практически
не
отличаются
от 21-дюймовых,
но стоят, как
год-полтора
назад стоили
17-дюймовые. В
частности, Nokia
MultiGraph 446PRO в начале
декабря в
Москве в
розницу
продавался
за $750.
Трубка FlatAG
оснащена
новой
системой
фокусировки,
обеспечивающей
значительно
меньшие
размеры
пятна (пиксела)
и,
следовательно,
повышенную
четкость
изображения.
Идеально
плоская
поверхность
экрана
сводит к
минимуму как
геометрические
искажения,
так и блики с
отражениями.
Кроме того,
контрастность
этих ЭЛТ одна
из самых
высоких на
рынке.
Эффективное
разрешение
новых ЭЛТ с
шагом маски 0.24
мм в центре и 0.25
мм по краям
незначительно
превышает 100 ppi.
Таким
образом, при
размере
изображения
365 х 274 мм (18 дюймов
по диагонали)
MultiGraph 446PRO способен
без потери
точности
отобразить
картинку,
состоящую из
1,437 х 1,079 пикселов.
Оптимальным
режимом
поэтому
является 1,280 х 1,024,
хотя
максимальное
разрешение
составляет 1,600
х 1,200 пикселов.
Усовершенствованная
электроника
обеспечивает
в режиме 1,280 х 1,024
частоту
кадровой
развертки до
98 Гц,
полностью
устраняющую
мерцания и
снижающую
утомляемость.
Рекомендую
все же
ограничиться
частотой 90 Гц,
так как при
этом
останется
хороший
запас по
полосе
пропускания
видеоэлектроники,
что
обеспечит
дополнительную
стабильность
вертикальных
линий и
застрахует
от
неприятного
эффекта "замыливания"
изображения.
Профессиональные
функции
Модели новой
линейки
настраиваются
с помощью
усовершенствованного
экранного
меню. В него
включены
функции
автоматического
и ручного
подбора
размера и
центровки
изображения.
Подменю
настройки
геометрии
позволяет
устранить
искажения
типа подушки
и трапеции,
сбалансировать
углы и
ортогональность,
повернуть
растр.
Отдельно
собраны
функции
регулировки
сведения по
вертикали и
горизонтали,
отстройки от
муара,
изменения
четкости.
Отличаются
новые
мониторы Nokia
мощной
системой
настройки
цветопередачи.
Этот раздел
меню
предлагает
расширенный
выбор
цветовых
температур - 5,000К,
6,000К, 6,500К, 7,000К, 8,000К, 9,300К, 10,000К
и еще две,
определяемые
пользователем.
Для самой
тщательной
цветокалибровки
предназначена
функция
изменения
амплитуды
каждого из
каналов RGB
отдельно.
Еще удобнее
управлять
монитором с
помощью
программы Nokia
DisplayWare. Модели
новой серии
оборудованы
концентратором
USB.
Подключение
к USB-порту
компьютера и
дает
возможность
настраивать
его прямо с
рабочего
стола Windows.
Функции у DisplayWare
те же, что и у
встроенного
экранного
меню.
Наличие у MultiGraph 446PRO
портов USB дает
и другие
преимущества.
Все больше
необходимых
дизайнеру и
верстальщику
периферийных
устройств,
включая
сканеры,
фотокамеры,
принтеры,
накопители,
планшеты,
клавиатуры и
т.д.,
соединяются
с
компьютером
через USB. Это
наиболее
легкий и
удобный на
сегодня
способ
подключения
периферии,
совместимой
как с Macintosh, так и с
РС.
Встроенный в
монитор USB-концентратор
не только
предоставляет
в ваше
распоряжение
больше
портов, но и
дает
возможность
использовать
более
короткие
кабели,
удобнее
разместить
оборудование.
Отказаться,
наконец, от
устаревших
способов
подключения
внешних
устройств к
компьютеру -
например, от
использования
параллельного
порта,
который раза
в четыре
медленнее.
Остальные
модели
Nokia MultiGraph 447PRO,
несомненно,
относится к
лучшим в мире
профессиональным
17-дюймовым
мониторам с
плоской
апертурной
ЭЛТ.
Благодаря
такой же, как
в MultiGraph 446PRO, трубке,
только с
меньшей
диагональю,
он
гарантирует
высокое
качество и
точность
изображения.
Для MultiGraph 447PRO
рекомендуется
режим 1,024 х 768
пикселов при
частоте
кадровой
развертки 120
Гц (!).
Стабильность
картинки в
нем
безукоризненна.
В монитор MultiGraph 447PRO
встроены
стереоколонки
мощностью 5 Вт
и
направленный
микрофон.
Модель Nokia MultiGraph 445PRO -
самая новая,
большая и
дорогая в
линейке.
Разрешающая
способность
ее 21-дюймового
экрана FlatAG с
постоянным
шагом маски в
0.24 мм (от края до
края)
превышает 105 ppi.
Размер
эффективной
области
экрана
составляет 404 x 302
мм, или 19.86 дюйма
по диагонали.
Благодаря
усовершенствованной
электронике
при
рекомендуемом
режиме
развертки 1,600 х
1,200 пикселов
частота
кадров
достигает 100
Гц, как того
требует
последний
стандарт ТСО'99.
Максимальное
разрешение - 1,800
х 1,440 пикселов
при 80 Гц. К
функциям
меню в MultiGraph 445PRO
добавлена
мощная
регулировка
чистоты
цвета,
выполняемая
в верхней и
нижней части
экрана и по
его углам. Она
гарантирует
по всей его
площади
исключительное
постоянство
цвета и
чистоту
изображения.
Остается
добавить, что
все три
упомянутые
профессиональные
модели
мониторов от
Nokia
сертифицированы
на
соответствие
требованиям
главных
европейских
и
международных
стандартов
по
эргономичности
и
безопасности,
включая ТСО'99,
TUV-ERGONIMIE и ISO 9241. По
состоянию на
начало
декабря в
Москве
модель MultiGraph 447PRO
стоила в
среднем $540, а
новая MultiGraph 445PRO -
свыше $1,300.
LCD - площе
некуда
Все более
отчетливые
очертания
приобретают
перспективы
применения в
издательских
комплексах
плоскопанельных
жидкокристаллических
мониторов (LCD),
созданных на
основе
тонкопленочной
транзисторной
технологии (TFT).
Их
глобальное
преимущество,
с которым
дисплеи с ЭЛТ
никогда не
смогут
поспорить, -
компактность
и легкость.
Согласитесь,
что эти
факторы не
выглядят
недостойной
внимания
мелочью,
когда речь
идет о 19- или 21-дюймовых
мониторах.
При
использовании
LCD-мониторов
появляется
возможность
освободить
место на
рабочем
столе
верстальщика
и дизайнера
как под
дополнительные
устройства (например,
планшет), так
и под
полезные
бумажки.
Модель Nokia 800PRO+,
совсем
недавно
вышедшая в
свет, по
диагонали
экрана (и
изображения)
18.1 дюйма
соответствует
19-дюймовой MultiGraph 446PRO.
Но стоит,
конечно, раз в
пять дороже.
Кстати, цена
остается
едва ли не
единственным
препятствием
для широкого
распространения
настольных LCD-мониторов.
Что же
касается
качества
изображения
и точности
цветопередачи,
то тут
произошли
существенные
сдвиги,
приблизившие
новые
плоскопанельные
мониторы к
предъявляемым
издательскими
системами
требованиям.
Например, Nokia 800PRO+
обеспечивает
разрешающую
способность
немногим
больше 90 ppi (шаг
точек 0.28 мм).
Поддерживается
размер
изображения
359 х 287.2 мм,
рекомендуется
разрешение 1,280
х 1,024 пиксела.
Угол обзора
благодаря
непрерывному
совершенствованию
технологии TFT
увеличен до 160°
как по
горизонтали,
так и по
вертикали.
Яркость
составляет 235
кд/м2,
контрастность
300:1 позволяет
передать все
градации 8-битовых
серых
полутонов.
Модель 800PRO+
оснащена
концентратором
USB,
встроенными
стереодинамиками
мощностью по 3
Вт каждый,
усилителем USB-аудио,
направленным
микрофоном.
Система
управления
построена на
экранном
меню, но менее
богата
функциями,
чем в моделях
с ЭЛТ.
Настраиваются
яркость,
контрастность,
размер
изображения,
цветовые
параметры.
Необходимости
регулировки
геометрии и
сведения с
целью
устранения
искажений,
понятно, нет,
как и самих
искажений.
Модель 800PRO+
имеет два
видеоинтерфейса
- обычный
аналоговый,
подходящий
для любой
графической
карты, и
цифровой TDMS,
повышающий
качество
изображения,
но требующий
наличия в
компьютере
специальной
видеокарты.
Очевидно, что
плоских и
компактных LCD-мониторов
с их
идеальной
геометрией
ждет хорошее
будущее в
издательских
системах.
Правда,
сначала все
же придется
решить
проблемы с
ценой и еще
повысить
точность
цветопередачи.
В настоящее
же время
реально
применять
при верстке LCD-мониторы
не с большим 18-дюймовым,
как, например,
у Nokia 800PRO+, а со
сравнительно
дешевым 15-дюймовым
экраном, но
зато
поворачивающимся
в портретное
положение.
Вертикальная
полоса А4 на
таком LCD-мониторе
отображается
в том же
масштабе, что
и на близком
по цене 21-дюймовом
мониторе с
ЭЛТ.
Роман
Соболенко