Новый класс камер открывает
новые возможности
Высокое разрешение, запись без
компрессии, полный ручной контроль
экспозиции, использование внешней вспышки
и насадок на объектив плюс цена в пять раз
ниже, чем у профессиональных цифровых камер,
- благодаря этим качествам Fuji MX-2900 наши
фотографы-профессионалы получают реальный
шанс приобщиться к передовым цифровым
технологиям.
Фотокамера Fuji MX-2900
предназначена для профессиональных
потребителей (для этой категории
пользователей придумано красивое
английское название - prosumer, сокращение от
professional consumer). Подобная техника, появившаяся
на рынке всего пару месяцев назад, сочетает
простоту любительских "мыльниц" с
набором функций, без которых не могут
обойтись профессиональные фотографы.
Модель Fuji MX-2900 открывает линейку prosumer'овских
камер фирмы Fujifilm, накопившей в области
цифровой фотографии солидный опыт и
регулярно нащупывающей на рынке новые ниши,
которые пока остались не замеченными
конкурентами.
Конструкция
Дизайн камеры Fuji MX-2900 навевает приятные
воспоминания у фотографов со стажем,
выросших на ФЭД'ах и успевших подержать в
руках аппараты знаменитой марки Leica. Внешне
Fuji MX-2900 выполнена в строгих традициях 35-мм
фототехники, а традиции эти - кладезь опыта.
Легкий корпус (вес всего
345 г без батарей и аксессуаров), выполненный
из магниевого сплава, за счет повышенной
жесткости рамы гарантирует высокую
точность оптической системы и надежно
защищает камеру от ударов при работе в
полевых условиях. Камера отлично лежит в
руке благодаря большой и "ухватистой"
рукояти. Габариты камеры - 129.5 x 68.5 x 59.8 мм (тоже
без аксессуаров и насадок).
Над объективом размещена встроенная
вспышка, ее поднимает и опускает кнопка
сверху на корпусе, слева от крышки лампы.
Сверху справа (над рукоятью) находится
поворотный переключатель режимов. Слева от
него - компактный ЖК-дисплей, показывающий
главные установки. Спуск затвора
расположен в верхней части рукояти, перед
переключателем режимов. Кнопка
двухпозиционная - при нажатии ее до
половины хода производится
автофокусировка и автонастройка
экспозиции, нажатие дальше служит сигналом
к срабатыванию затвора.
Как водится, на задней панели корпуса
собрано большинство органов управления.
Слева вверху расположен оптический
видоискатель, охватывающий 76.5% кадра, что
маловато, конечно. Лампа в правой части
видоискателя сигнализирует о готовности
камеры к съемке. Что немаловажно,
видоискатель снабжен диоптрическим
регулятором, благодаря чему фотограф с
плохим зрением справится с Fuji MX-2900 и без
очков. Полный кадр можно увидеть на цветном
ЖК-дисплее с диагональю 2 дюйма, состоящем
из 130,000 пикселов. Этот дисплей применяется и
для управления камерой с помощью системы
меню.
Над дисплеем размещен выключатель питания
камеры - оригинальное решение, в принципе
удобное, страхующее от непредумышленных
включений. Вместо круглого
четырехпозиционного переключателя,
применяемого во многих цифровых камерах
для управления меню, Fujifilm ограничилась
четырьмя небольшими кнопками, но
расположила их тоже по кругу. Этот
переключатель находится в правой части
корпуса - за рукоятью. Над ним - кнопка
настройки фокусного расстояния зум-объектива,
кнопки выбора режимов вспышки и
макросъемки.
Слева на боковой панели корпуса находятся
три гнезда для подключения камеры к
внешнему адаптеру питания, компьютеру (RS-232)
и телевизору. Они не закрываются крышкой,
оставаясь беззащитными перед пылью. Для
фотографа, специализирующегося на
репортажах с поля "битвы за урожай", -
это серьезный недостаток.
Оптика
Трехкратный зум-объектив Fujinon состоит из
восьми стеклянных элементов в восьми
группах - это младший брат тех
высококачественных объективов, которые
Fujifilm применяет в своих профессиональных
видеокамерах. У объектива камеры Fuji MX-2900
фокусное расстояние составляет 7.6-22 мм, что
эквивалентно 35-105 мм для объектива обычной
35-мм камеры. При съемке в широкоугольном
режиме диафрагма лежит в пределах f/3.3-f/7.6, а
в телескопическом она составляет f/5-f/11. В
телескопическом режиме 3-кратное
увеличение объектива дополняется 2.5-кратным
цифровым увеличением, что в совокупности
дает 7.5-кратное увеличение (эквивалентное
фокусное расстояние - 262.5 мм).
Если в нормальном режиме съемки камера
фокусируется на расстояние от 90 см до
бесконечности, то макрорежим позволяет
снимать объекты с расстояния от 25 см до 90 см.
Встроенная вспышка в этом случае
принудительно отключается. Тестирование
подтверждает высокое качество объектива. В
широкоугольном режиме коэффициент
искажений "бочка" не превышает 0.3%, при
максимальном фокусном расстоянии
искажения "бочка" или "подушка"
полностью отсутствуют.
Хотя конструкция Fuji MX-2900 и не
предусматривает замены объектива, к
удовольствию профессионального фотографа
все же имеется возможность использовать
оптические насадки. Для этого надо снять
декоративное пластмассовое кольцо,
окаймляющее объектив, и на его место
подсоединить адаптер - переходное кольцо.
Адаптер снабжен стандартной резьбой М43, что
позволяет снимать через обычные цветные и
поляризационные фильтры. Fujifilm предлагает
также широкоугольную насадку 0.85х, которая
уменьшает минимальное эквивалентное
фокусное расстояние с 35 мм до 29.8 мм. Эта
насадка состоит из нескольких стеклянных
элементов с антибликовым покрытием на
внешней линзе и отличается достаточно
высоким качеством. Ее стоит использовать
при фотографировании зданий, внутренних
интерьеров и при стесненности выбора точки
съемки.
Формат кадра
В камере Fuji MX-2900 установлена новая
прогрессивная CCD-матрица высокого
разрешения - на 2.3 мегапиксела. Это
обеспечивает максимальный формат кадра 1,800
х 1,200 пикселов, из меньших форматов
предоставлен только 640 х 480 пикселов.
Предусмотрены три уровня JPEG-компрессии: Fine
(1:5), Normal (1:10) и Basic (1:20). Кадр можно также
записать в несжатом TIFF-формате (режим Hi - 1:1),
что так важно при профессиональной работе.
Для записи изображений применяются 3.3-вольтные
карточки SmartMedia. В комплект входит одна
такая карточка емкостью 8 мегабайт; вы
можете дополнительно купить карточки на 4, 8,
16 или 32 мегабайта. Отсек для памяти размещен
в рукояти и открывается справа сбоку. При
высоком разрешении (1,800 х 1,200 пикселов) на 8-мегабайтную
карточку в зависимости от выбранной
компрессии помещается 35 кадров (Basic), 17
кадров (Normal), 8 кадров (Fine) или 1 кадр (Hi). В
режиме просмотра можно переформатировать
кадр с 1,800 х 1,200 на 1,280 х 1,024 или 640 х 480
пикселов, получив больше свободного места.
Для переноса изображений на компьютер в Fuji
MX-2900 предусмотрен только последовательный
интерфейс RS-232. Он слишком медленный, что
особенно раздражает при сливе больших
кадров, поэтому профессиональному
пользователю стоит подумать о покупке
дополнительных аксессуаров. Фирма Fujifilm
предлагает в качестве более быстрых
способов переноса изображений три разных
устройства чтения карточек SmartMedia. Это
флоппи-адаптер FD-A2 (в него вставляется
карточка, а он в свою очередь - в 3.5-дюймовый
флоппи-дисковод), адаптер PC Card PC-AD3 (для
ноутбуков) и внешнее считывающее
устройство SM-R1, подключаемое к USB-порту
компьютера РС или Мас. Отснятый материал
можно также просмотреть на экране
телевизора или записать на видеомагнитофон.
Камера имеет видеовыход в стандарте NTSC или
PAL.
Экспозиция
Камера Fuji MX-2900 хорошо показала себя во время
съемки как при дневном освещении, так и со
вспышкой. У нее неизменяемая
чувствительность, равная 125 ISO. Система
автонастройки экспозиции (АЕ) - TTL с замером
в 64 зонах. Электронный затвор камеры
отрабатывает выдержки от 1/4 до 1/2,000 в режиме
АЕ и до 1/1,000 в ручном режиме. Вообще, камера
отличается от "мыльницы" как высоким
качеством работы автоматики (замечу, что в
большинстве случаев вмешательство не
требуется), так и возможностью ее
отключения. К чисто автоматическому режиму
АЕ добавлены еще два - АЕ с приоритетом
диафрагмы и полностью ручной.
Как и при работе с видеокамерой, при
цифровой съемке большое значение имеет
выбор баланса белого. Fuji MX-2900 выполняет это
автоматически, но для съемки в условиях
искусственного освещения или со вспышкой
имеется шесть значений, выбираемых
фотографом вручную.
Встроенная вспышка работает в нескольких
режимах - автоматическом, с полной энергией
импульса, с подавлением эффекта красного
глаза. Ее можно также принудительно
отключить, что автоматически происходит
при макросъемке. Эффективный диапазон
расстояний для встроенной вспышки
составляет 0.4-3.5 м в широкоугольном режиме и
0.4-2.5 м в телескопическом, в котором
максимальная диафрагма ограничена f/5.
Для установки внешней вспышки используется
стандартная одноконтактная обойма,
расположенная на камере сверху, сразу за
крышкой встроенной вспышки. В принципе, к
этому гнезду крепится любая вспышка, но
следует учитывать некоторые особенности
камеры Fujifilm.
Например, ее чувствительность не 100, а 125 ISO,
что предусмотрено не во всех вспышках. К
тому же в режиме АЕ с приоритетом диафрагмы
доступны лишь два ее значения - f/4 и f/8, так
что вспышка с регулируемой мощностью при 125
ISO должна работать на одном из этих значений.
Немного большую свободу предоставляет
ручной режим установки экспозиции.
Для съемки при контровом свете или в других
специфических условиях предусмотрена "медленная"
синхронизация вспышки (Slow Synchro). В этом
случае затвор остается открытым больше
времени, чем длится импульс вспышки, что
дает лучшую проработку деталей в тенях. К
"идеологическим" недоработкам Fujifilm
следует отнести то, что Slow Synchro работает
только в автоматическом режиме и вы не
сможете прибегнуть к компенсации
экспозиции, что в общем-то логично было бы
требовать для съемки в сложных условиях
освещения.
Автоматический режим
В автоматическом режиме съемка не
сопряжена с какими-либо заботами об
экспозиции. Вы просто нажимаете до половины
хода спусковую кнопку и ждете, пока
индикатор справа от видоискателя загорится
зеленым. Пока он мигает, камера пытается
выбрать выдержку, диафрагму и произвести
автофокусировку (AF). Если мигание долго не
прекращается, вероятно из-за дрожания
системе AF камеры не удается навести
резкость и требуется штатив. Оранжевое
свечение индикатора говорит, что камера
пока занята записью данных.
Но и автоматический режим позволяет
опытному фотографу вмешаться в процесс. В
частности, можно, нажав до половины спуск,
заставить AE и AF настроиться на ключевой
объект в кадре, а затем, удерживая кнопку в
этом положении, вернуться к общей
задуманной композиции. К тому же
предусмотрена компенсация яркости (EV). Она
имеет девять ступеней от -0.9 EV до +1.5 EV с шагом
0.3 EV.
Еще одна интересная функция Fuji MX-2900 -
направляющие, помогающие выстроить
сбалансированную композицию. Они доступны
в автоматическом режиме и вызываются на ЖК-дисплей
кнопкой Display и четырехпозиционным
переключателем. На дисплей выводятся
направляющие для построения портрета (вертикальная
компоновка), групповой фотографии (горизонтальная
компоновка) и пейзажа. Сетка направляющих
позволяет легко найти правильное
расположение и величину ключевого объекта
композиции.
Ручной режим
Именно он и делает Fuji MX-2900 пригодной для
профессиональной работы. При переключении
на ручную установку экспозиции на ЖК-дисплее
появляется меню настройки, перемещение по
которому производится с помощью
четырехпозиционного переключателя. Кнопка
Display позволяет одновременно с меню вызвать
на дисплей снимаемую картинку. Меню
включает управление балансом белого,
яркостью (EV), экспозицией, интенсивностью
вспышки, фотометрией и рапидной съемкой.
Подменю ручной экспозиции предлагает
режимы Program/Auto, Aperture Priority и Manual Setting. В первом,
о котором уже говорилось, выдержку и
диафрагму выбирает сама камера. Второй
режим дает возможность установить
диафрагму f/4 или f/8, а выдержку камера
подберет сама. В последнем режиме камера
использует выдержку и диафрагму, заданные
фотографом. Для диафрагмы f/4 можно выбрать
выдержку от 1/4 до 1/500, при f/8 - до 1/1,000 секунды.
Других значений диафрагмы, к сожалению, нет.
При выдержках дольше 1/4 в изображении
появляется шум. Так что хотя Fuji MX-2900 и
способна снимать при очень низкой
освещенности, при 3-секундной выдержке,
например, потребуется серьезная доводка
изображения в Photoshop.
Еще несколько нюансов работы с Fuji MX-2900. Если
установлено, что диафрагма выбирается не
программно (приоритет диафрагмы или ручной
режим), вспышка может использоваться только
с полным импульсом или в режиме подавления
красного глаза. Далее, при ручном
определении выдержки отключаются функции
компенсации экспозиции и выбора режима
фотометрии. Кстати, компенсация экспозиции
не работает и при использовании вспышки в
любом режиме (хотя меню об этом и умалчивает).
Вместо этого предоставляется возможность
компенсации интенсивности вспышки в
диапазоне от -0.6 EV до +0.6 EV с шагом 0.3 EV.
Регулируется интенсивность только
встроенной, но не внешней вспышки.
Параметры экспозиции в полностью ручном
режиме приходится подтверждать перед
съемкой каждого кадра, что несколько
утомляет и выглядит излишним недоверием к
фотографу со стороны камеры.
Опция Metering Mode в меню (то, что Fuji MX-2900 называет
"фотометрией") позволяет задать режим
выбора экспозиции - оптимальный для
нескольких точек (Multi), для центра кадра (Spot)
или усредненный по всему кадру (Average).
Только в ручном режиме допускается
изменение баланса белого. Кроме
автоматического баланса есть еще шесть
вариантов - на открытом воздухе в ясную
(Outdoors in Fine Weather) или пасмурную (Outdoors in Shade)
погоду, при освещении лампой дневного света
(Daylight Fluorescent), при освещении теплой белой
флуоресцентной лампой (Warm White Fluorescent), при
освещении холодной белой флуоресцентной
лампой (Cold White Fluorescent), при освещении лампой
накаливания (Incandescent).
В автоматическом режиме Fuji MX-2900 выставляет
недостаточный баланс белого при сильном
свете от ламп накаливания. При обычном
комнатном электрическом освещении в режиме
Incandescent камера немного склонна к завышению,
но результаты все же вполне хороши. Вообще
создается впечатление, что режим Incandescent
рассчитан на студийный свет - со
значительно более мощным световым потоком.
При использовании встроенной вспышки
установка баланса белого переключается на
автомат. Предполагается, что, чтобы
полностью использовать возможности ручной
настройки баланса белого, следует
принудительно отключить вспышку.
Специальные функции
Рапидная съемка (Continuous Shooting) возможна лишь
при формате кадра 640 х 480 пикселов. В этом
режиме, выбираемом через меню, Fuji MX-2900
последовательно снимает, пока нажата
кнопка спуска, но не больше 9 кадров подряд.
С учетом времени на обработку и запись
изображения в секунду камера успевает
снять три кадра. Параметры экспозиции и
фокусировки остаются в течение всего этого
времени такими же, какие были подобраны для
первого кадра. Вспышка и цифровой зум
отключаются.
Камера Fuji MX-2900 снабжена также функцией
автоспуска. Обратный отсчет занимает 10
секунд, по истечении первых 5 секунд красный
индикатор рядом с объективом начинает
мигать, предупреждая, что пора улыбнуться.
До этого он горит непрерывно. Кроме того,
отсчет показан на ЖК-индикаторе и на
дисплее на задней панели камеры. Функцией
автоспуска удобно пользоваться при
макросъемке, а также при длинных выдержках (в
обоих случаях применяя штатив). Это
позволяет погаснуть всем колебаниям камеры,
возникшим при нажатии на спусковую кнопку.
Макрорежим включается кнопкой на задней
панели камеры. При этом автоматически
включается ЖК-дисплей и на нем появляется
значок цветка. В этом режиме камера
фокусируется на объектах, расположенных на
расстоянии от 25 до 90 см. Вспышка
автоматически отключается, но есть
возможность ее снова включить, уже войдя в
режим Macro.
К числу специальных функций следует также
отнести цифровое увеличение (зум), которое
вызывается просто нажатием кнопок "вверх"
и "вниз" на четырехпозиционном
переключателе. Одно нажатие устанавливает
увеличение 1.2х, повторное - 2.5х. Формат кадра,
если он был установлен 1,800 х 1,200, при 1.2х
уменьшается до 1,280 х 1,024, при 2.5х - до 640 х 480
пикселов. В целом предпочтительно
пользоваться оптическим зумом, но и
цифровой может пригодиться. Например, когда
не удается ручная фокусировка. В этом
случае надо только не забыть перед нажатием
на спуск выключить цифровой зум.
Ручная фокусировка в Fuji MX-2900 выполнена
гораздо удобнее, чем в большинстве цифровых
камер. Она плавная, а не ступенчатая, как в
других моделях. Для вызова этого режима
надо нажать кнопку Shift на задней панели и
использовать для наводки резкости кнопки
"вверх" и "вниз"
четырехпозиционного переключателя.
В режиме настройки (Setup), включаемой
поворотом переключателя на верхней панели,
на ЖК-дисплей выводится главное меню,
позволяющее выбрать формат кадра, степень
сжатия, уровень резкости изображения (Sharpness,
пять ступеней настройки), способ нумерации
отснятых кадров, установить текущую дату и
время, активизировать звуковой сигнал при
срабатывании затвора и автоматическое
отключение камеры при простое.
Просмотр отснятого
Включается этот режим поворотом
переключателя на верхней панели и
позволяет увидеть на ЖК-дисплее все, что
записано на карточку памяти. Если на
дисплей кадры выводятся по одному, можно
воспользоваться 4-кратным увеличением,
чтобы разобраться с мелкими деталями. На
дисплей можно вывести сразу 9 кадров, чтобы
быстрее найти интересующий. Есть также
функция автоматического перехода к
следующему кадру (как слайд-шоу).
При просмотре можно удалить ненужные кадры,
освободив место под новые. Кадры удаляются
по одному или все сразу. Форматирование
карточки SmartMedia также приводит к удалению
всех изображений. При дефиците места Fuji MX-2900
позволяет некоторые кадры перевести из
формата 1,800 х 1,200 пикселов в меньший. Самые
важные кадры можно защитить от случайного
удаления. Защита также устанавливается
одной командой для всех кадров.
Кроме того, при просмотре Fuji MX-2900 позволяет
продублировать кадр, применив к нему один
из нескольких цифровых спецэффектов.
Эффект B/W преобразует цветное изображение в
черно-белое, Sepia окрашивает его в коричневые
тона, Silver Cross добавляет к самым ярким точкам
крестообразные лучи (эффект звезды), Rainbow Cross
добавляет радужный ореол к ярким точкам.
Оригинальное изображение при применении
спецэффектов не изменяется, все действия
выполняются над дубликатом, поэтому на
карточке должно быть свободное место.
При просмотре камеру удобно подключить к
телевизору, на большом экране которого
лучше видны результаты работы.
Питание камеры
В модели Fuji MX-2900 фирма Fujifilm применила
оригинальный ионно-литиевый аккумулятор
NP-80, так что обычные батарейки типа АА не
подходят. Аккумулятор вставляется в
рукоять камеры снизу. Для его зарядки в
комплект камеры включено зарядное
устройство. Питание камеры возможно также
от сети переменного тока через специальный
адаптер.
Компания утверждает, что одного заряда
аккумулятора хватит примерно на 200 кадров.
При условии, что ЖК-диплей будет все время
выключен, а вспышка использоваться лишь в
половине случаев. Если учесть, что, как
показывает опыт, добрая треть кадров по
каким-либо причинам не устраивает
фотографа (благо результат можно сразу
увидеть) и он снимает повторно, то ресурс
аккумулятора не покажется громадным.
Потому при покупке Fuji MX-2900 следует сразу же
обзавестись запасным аккумулятором на
подмену севшему. А то и несколькими
батареями - заряжаются-то они не так быстро,
как садятся.
После включения Fuji MX-2900 готовится к съемке в
течение всего 3.8 секунды. На полную
автоматическую фокусировку уходит
приблизительно 1 секунда, с предварительной
фокусировкой - 0.32 секунды. При записи
несжатых TIFF-изображений полного формата
(1,800 х 1,200 пикселов) задержка между снимками
у Fuji MX-2900 составляет 11 секунд, что лучше, чем
у большинства выпускаемых сегодня
двухмегапиксельных камер. Кадры высокого
разрешения в любом случае сжимаются и
записываются не быстрее чем за 7 секунд. При
низком разрешении цикл готовности
составляет примерно 5 секунд.
Резюме
Камера Fuji MX-2900 отличается удобным дизайном,
легка и прочна. Она очень хорошо лежит в
руке благодаря массивной рукояти. К
качеству получаемых с ее помощью
изображений претензий нет (к сожалению,
газетная печать не дает возможности в этом
убедиться, но образцов, снятых Fuji MX-2900,
предостаточно на специализированных Web-сайтах).
Подключение внешней вспышки и ручная
экспозиция позволяют получить отличные
кадры даже в очень сложных условиях. Хотя
чувствительности в 125 ISO, разумеется, иногда
недостаточно. Очень большой плюс -
возможность применения оптических насадок
и фильтров, дополнительно поддерживаемая
TTL-замером параметров освещения. И еще -
плавная ручная фокусировка, компенсирующая
неудобства, связанные со всего двумя
доступными в ручном режиме значениями
диафрагмы.
И надо еще учесть, что сегодня в Москве эта
камера стоит $1,000-1,050 - в пять раз дешевле, чем
профессиональная цифровая камера на базе
"зеркалки" Nikon или Minolta, которой Fuji MX-2900,
пожалуй, уступает лишь по двум-трем
параметрам.
Роман Соболенко