|
|
 |
Стиль против
Дизайна (Ч. 2) |
...И обратно (Часть
вторая)
Все дело в том,
что мы живем в
обществе, где
властвует поверхность
(и где страшатся
заглянуть под
поверхность).
В культуре потребления,
когда мы готовы
выложить 200 долларов
за теннисные
туфли потому,
что они круто
выглядят, а песни
Джефа Бека используются
в рекламе, самыми
главными товарами
являются блестки
и мишура.
В течение последнего
года работа во
Flash стала синонимом
web-дизайна. Если
ваша страница
не поет и не пляшет,
значит она не
достаточно хороша
- а уж не крута, так
это точно. Во Flash
(SWF) создаются великолепные
работы, и они получают
должное признание
на различных
конкурсах - в особенности
на традиционных
конкурсах высокого
ранга, где "цифровые
клипы" предшествуют
многомиллионным
телевизионным
рекламным роликам.
Судьи на таких
конкурсах ожидают
увидеть в тв-рекламе
яркую идею и профессиональную
работу, предъявляя
к ним требования
более высокие,
чем к обычным
коммерческим
фильмам. Не удивительно,
что они ожидают
такого же сногсшибательного
эффекта и от web-сайтов.
Громоздкие, вычурные
эксперименты
с DHTML и Flash будут получать
призовые премии
до тех пор, пока
судьи будут продолжать
смотреть на них
в самых новейших
броузерах на
широких экранах
своих Mac G4 или PC Pentium, подключенных
к Интернету по
скоростным линиям
T1. И естественно,
они будут получать
призы, если только
они их достойны
по качеству дизайна
и программирования.
Здесь речь не
о плохом дизайне.
Мы говорим о самом
качественном
дизайне - но о дизайне
лишь определенного
типа.
Большинство
моих коллег делает
такие сайты. У
меня челюсть
отваливается,
когда они мне
показывают свои
работы, и я только
радуюсь за них,
когда они возвращаются
домой с заслуженными
призами. Но в то
же время я испытываю
беспокойство.
Я беспокоюсь
потому, что такой
тип дизайна, приемлемый
в определенных
ситуациях и неприемлемый
во многих других,
является единственным,
получающим признание.
Вот почему именно
этот тип дизайна
молодые дизайнеры
старательно
имитируют не
только на своих
персональных
страницах (что
прекрасно), но
и в коммерческих
проектах, где
такой дизайн
приносит вред.
Я беспокоюсь
потому, что молодые
дизайнеры, путающие
стиль с дизайном,
учатся копировать
приемы и стилистические
изыски своих
кумиров, но забывают
о приемах передачи
информации, присущих
Web. Спецэффект "замедленной
пули" прекрасен
для "Матрицы", но
не для документального
фильма. А так как
по большей мере
Web-дизайн - это информационный
дизайн (или во
всяком случае
это так подразумевается),
прививка графических
стилистических
наворотов к информационным
сайтам не идет
на пользу всему
Web-у, более того
- Web от это становится
еще более сложным
и запутанным.
Я беспокоюсь
потому, что есть
дизайнеры, которые
не стремятся
создать свой
собственный
индивидуальный
стиль, не говоря
уже о том, чтобы
создать стиль
специально для
конкретного
проекта. Потому
что люди, набирающие
дизайнеров на
работу, не обладают
достаточным
критическим
подходом, и привлекают
тех, чье портфолио
демонстрирует
владение "крутыми"
эффектами, к проектам,
где их эквилибристика
будет выглядеть
просто жалко.
("Да с вашим талантом
мы всех поставим
на уши"). Потому
что со временем
традиционные
дизайнеры, которые
действительно
понимают, что
такое фирменный
стиль и информационный
дизайн, и которые
действительно
понимают разницу
между Стилем
и Дизайном, придут
на этот рынок
и вытеснят тех
немногих молодых
дизайнеров, которые
так и не смогли
понять суть ремесла,
которым они занимаются.
Я беспокоюсь
за Web, потому что
слишком мало
дизайнеров работает
в той широкой
нише, что расположена
между сайтами-конфетками
и сайтами-скелетами,
то есть там, где
и должен развиваться
Web. И все меньше
и меньше остается
стимулов для
web-дизайнеров оставаться
в этой нише. Ведь
несмотря на то,
что их работа
нравится web-пользователям,
она не получает
абсолютно никакого
признания со
стороны клиентов,
разве что в виде
оплаты за работу.
("Господи, сайт
загрузился так
быстро и прекрасно
работал даже
в IE3, что установлен
на старушке Dell моего
папы". Вы когда-нибудь
слышали, чтобы
члены жюри всяческих
web-конкурсов такое
говорили? Я тоже
нет.)
Но больше всего,
я беспокоюсь
за пользователей
Web. Потому что по
прошествии шести
лет после начала
коммерческого
освоения Web, они
по-прежнему испытывают
трудности при
попытке найти
что-либо, они по-прежнему
задаются проклятым
вопросом, почему
так трудно читать
текст на Web-страницах
- а ведь большую
часть времени
в Web они проводят
именно за этими
занятиями.
До тех пор, пока
наше общество
ценит Стиль выше
Дизайна, поверхность
выше сути, ситуация
не улучшится.
Удивительно,
но практически
так же я думаю
каждые четыре
года, когда наступает
время идти на
избирательный
участок.
- От Дизайна
к Стилю
- И обратно
Джеффри
Зельдман (Jeffrey Zeldman)©2000 (Adobe
Web columns)
перевод - Алекс
Качанов (WebMascon)
|