|
|
 |
Законы жанра |
У каждого жанра свои законы. Например:
- у российских производителей некоторых видов техники считается хорошим тоном
завышать объемы производства;
- среди российских издателей книг еще бытует всеми порицаемый, но эффективный
метод занижать тиражи книг;
- в среде российских предпринимателей заведено умалчивать о подлинных
оборотах и доходах;
- в российской общественной прессе принято с умным видом рассуждать о любых
материях, не зная ни предмета, ни сути вопроса;
- и так далее…
Только очень доверчивые люди полагают, что им известны тиражи книг, или доходы
и объемы производства фирм. Только очень наивные люди могут верить тому, что пишут
в газетах о политике, бизнесе, культуре и технологиях. И только очень доверчивые
и наивные люди думают, что положение тех или иных сайтов в российских топ-листах
соответствует истине.
Топ-листы, топ-сайты, «накрутка» – все это настолько типично для России, как страны,
отсталой в плане развития Интернет-ресурсов и потребления услуг Интернета, что
становится одновременно смешно и грустно. Действительно состоявшиеся Интернет-ресурсы,
такие как сайт РИА «Росбизнесконсалтинг»,
«Газета.RU», «Лента.RU»,
«KM.RU» можно сосчитать по пальцам.
В топ-листах можно верить, с некоторой натяжкой, первым десяткам. Все остальное
– реклама.
А законы сетевой рекламы писаны на коленках. Мы установили их для себя сами,
и они далеко не устоялись. Элементарная вещь, которую принято не замечать:
сетевая реклама на 100% противоречит закону «О рекламе». Есть такой закон
№ 108-ФЗ, принятый Госдумой 14 июня 1995 года и подписанный президентом Ельциным
18 июля 1995 года. Хотите доказательства?
Я, как и многие нормальные люди, понятия не имел о содержании этого закона (равно
как и содержании Закона о СМИ), пока не стал главным редактором (а согласно закону
о СМИ, главный редактор отвечает за кучу вещей, в том числе и перед судом). Но
теперь мне пришлось в этом досконально разобраться. И заниматься обоснованием
того, что сетевая реклама является рекламой, т.е. соответствует определению
рекламы, данному в законе, я не буду – все написано в главе I, статье 2 – это
чуть ли ни единственное место в законе (закон есть, например, на сайте «Право и средства массовой информации»
факультета журналистики МГУ), которому сетевая реклама не противоречит.
А дальше идет глава II, статья 5: «Общие требования к рекламе». Кто делает баннеры,
– почитайте, за голову схватитесь! «Реклама должна быть распознаваема без специальных
знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно
в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения»,
– этому пункту противоречат все баннеры с изображениями элементов интерфейса Windows.
«Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть
указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию… Реклама
товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой
«подлежит обязательной сертификации», – какие номера, наименования и пометки,
на баннер еле умещается ссылка! А баннеры только со ссылками или с текстом только
на английском языке противоречат еще одному пункту: «Реклама на территории Российской
Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно
на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации».
«Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а
также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических
лиц или угрожающим их безопасности», – как вам с этой точки зрения баннеры типа
«Это война, сынок»?
Если захотите, сами найдете любое количество баннеров, нарушающих статьи 6 («Недобросовестная
реклама»), 7 («Недостоверная реклама»), 8 («Неэтичная реклама) и 9 («Заведомо
ложная реклама») той же главы закона. Баннер «<марка товара> все отправляют на
свалку» недостоверен. Баннер «<ссылка> – лучший сервер знакомств» тоже недостоверен,
так как недостоверной является реклама, в которой используются термины в превосходной
степени, в том числе: «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный».
Баннеры с искаженными фотографиями известных людей – неэтичны. «Хочешь узнать
о себе и своем будущем?», – заведомо ложная реклама…
Но это все цветочки. Как вам статья 13 той же главы, пункт 3: «При платном справочном
телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только
с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость
запрашиваемых абонентом справок»? Предоставление доступа в Интернет суть платное
компьютерное обслуживание, а прокачка графики баннеров, даже если абонент и согласен
на нее (хотя у него еще никто не догадался об этом спросить), неизбежно влияет
на сумму, которую абонент в конечном итоге заплатит провайдеру.
На закуску – глава III, статья 21. «Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель
обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые
в них последующие изменения, в течение года со дня последнего распространения
рекламы». Размещая на своем сайте ссылки на сеть обмена баннерами, вы даже толком
не знаете, какие именно баннеры будете демонстрировать, – как вы собираетесь хранить
их в течение года? В общем, как говорил герой Анатолия Папанова в «Бриллиантовой
руке»: «Сядем усе».
Повторяю, – законы сетевой рекламы мы для себя установили сами, соблюдением законов
Российской Федерации здесь и не пахнет…
Камилл Ахметов
http://www.allreklama.ru
|